Новости
Как школе стать лучшей?
Рейтинг образовательных учреждений изменят родители
Вопросы, касающиеся образования, актуальны и значимы. Детский сад и школа — важнейшие этапы в жизни детей. И мне понятно беспокойство родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок вовремя пошёл в садик, учился в хорошей гимназии, при этом был успешным и здоровым. Я, со своей стороны, всегда готов отвечать на любые вопросы родителей, педагогов и учеников.
“Нам в марте дали направление в детский сад № 75 в Зелёной Роще. В сентябре должны были идти в подготовительную группу, однако сад до сих пор не работает. В электронной очереди мы уже не значимся. Какой толк от бумаги-направления, если в садик мы, видимо, так и не попадём? Уже посещаем “Дошколёнок”. С чем связана задержка? Почему дети, которые стояли в очереди после нас, уже ходят в другие сады, а мы сидим дома с направлением?… Мама, мкр. Северный”.
Действительно, садик, расположенный по улице Металлургов, 9б, должен был открыться ещё в августе, но произошла задержка.
Связана она с затянувшимся подключением здания к сетям коммуникации. Нужно было обеспечить теплоснабжение, водоотведение, провести электричество. В настоящее время все работы завершены. С 3 октября дети посещают учреждение. Ситуация эта нештатная, и мы со своей стороны будем стараться, чтобы впредь она не повторялась.
“Сегодня много говорится о рейтинге красноярских школ. Зачем он нужен, если возможности выбора образовательного учреждения у нас нет, в школу идём по микроучастку? Получается, что кому-то повезёт учиться в лучшей школе города, а кто-то будет довольствоваться малым только потому, что живёт не в том месте. Андрей, Центральный район”.
Во-первых, сразу отмечу: в этом году около тысячи детей пошли в первый класс не по микроучастку проживания. Во-вторых, задача наших мам и пап — не довольствоваться малым, а сделать всё для того, чтобы школа, куда ходит их ребёнок, стала лучшей. Родители порой недооценивают своих возможностей, ведь именно они имеют наибольшее влияние на школу. И если не сидеть сложа руки, можно горы свернуть. Ежегодно рейтинг будет пересматриваться, и я уверен: при активной совместной работе педагогов, учеников и их родителей учебные заведения можно будет здорово продвигать наверх.
Наконец, если в вашей школе вас не удовлетворяет качество или количество знаний по отдельным предметам, их можно изучать в других учебных заведениях. Новый закон об образовании это позволяет. Жёсткая привязка к конкретной школе на сегодняшний день отсутствует. Фишка в том, что ребёнок может получать образование везде.
“Моя дочь-одиннадцатиклассница учится в школе, где химия преподается на среднем уровне, а нам нужна она для поступления в вуз. Можно ли нам ходить в другую школу и изучать этот предмет более углублённо? Как это сделать технически? Мы присмотрели лицей № 7, но он находится в другом районе города. Мы живём в Октябрьском, а лицей — в Железнодорожном. Олеся Александровна, ул. Копылова”.
Как я уже отметил, делать это можно, и такой случай в Красноярске есть: ученица изучает химию в другой школе. Сделать это нетрудно, такая возможность есть у каждого ребёнка, достаточно только написать заявление на имя директора своего общеобразовательного учреждения. Далее школы заключают между собой соглашение, для ученика разрабатывается индивидуальный учебный план. Территориальная принадлежность значения не имеет: для изучения отдельных предметов может быть выбрана любая школа Красноярска.
“Моему сыну скоро три года, я хочу пойти работать в садик воспитателем, чтобы и его устроить в ДОУ, да и сама я люблю детей, и эта работа не будет мне в тягость. Сколько я буду получать на первых порах, если у меня нет педагогического стажа? Людмила, 32 года, Железнодорожный район, образование — высшее, гуманитарное”.
В связи с тем, что новая система оплаты труда предполагает взаимосвязь между качеством труда и доходом педагога, размер заработной платы у работников разный. В сентябре средняя зарплата воспитателя в расчёте на одну ставку составила 21 707 рублей.
Теперь по порядку: оклад по должности воспитателя при наличии высшего профессионального образования устанавливается в размере 4 093 рубля. Также работнику дошкольного учреждения могут быть установлены персональные стимулирующие выплаты за сложность, напряжённость и особый режим работы, например, за работу с родителями, за изготовление дидактического материала. Кроме того, работнику могут быть установлены стимулирующие выплаты за результативность и качество труда. Их размер устанавливается, как правило, по решению специальной комиссии. Есть дополнительные выплаты воспитателям — около 700 рублей на каждого. На все суммы начисляется районный коэффициент, северная надбавка. Если говорить о минимальном пороге, то это примерно 17 тысяч рублей в расчёте на одну ставку воспитателя.
Хотелось бы поподробней остановиться на вопросе кадрового обеспечения детских садов, сейчас эта тема весьма актуальна. Трудоустраиваясь в детский сад, мама может устроить в учреждение и своего ребенка - без очереди и без оплаты за содержание. С начала года на работу в садики города принято 450 сотрудников с 467 детьми. Для всех желающих последовать этому примеру сообщаем: в городе есть возможность переобучения. За три месяца можно пройти специальные бесплатные курсы для последующего трудоустройства в детский сад.
“Мой ребёнок учится в пятом классе, постоянно участвует в конкурсах типа “Русский медвежонок”, “Кенгуру” и так далее. Я не против самих конкурсов, но хочу понять — зачем они проводятся и почему за участие в них взимается плата? Марина Бирюкова, Кировский район”.
Традиционные предметные олимпиады всегда были ориентированы на ребят, которые имеют явно выраженные способности к предмету и увлечены им с весьма раннего возраста. Поэтому основная масса школьников традиционным олимпиадным движением регионального, всероссийского уровней не охвачена. А некоторые ребята считают математику, русский язык сложными предметами и побаиваются их. На преодоление этого психологического барьера и выявление способных школьников направлены усилия организаторов этих конкурсов. Участвовать могут все желающие, без предварительного отбора, а задания не только интересные, занимательные, но заставляют детей мыслить логически, а не просто применять правило.
Конкурсы позволяют школьным преподавателям расширить внеклассную работу по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов. Основная цель — показать ребятам, что решение задач может быть делом доступным, живым и увлекательным. В настоящее время в “Кенгуру” и “Медвежонке” участвует более шести миллионов школьников из 46 стран. В России конкурс проводится с 1994 года. Участие в конкурсах платное — не более 50 руб. Деньги идут на разработку и печать заданий, печать сертификатов (каждый участник получает именной сертификат со своим результатом), призовой фонд (каждый участник обязательно получает сувенир с символикой конкурса, а победители и призёры — дипломы, призы).
“Хочу перевести ребёнка на домашнее обучение. Оснований по физическому здоровью нет, но мальчик он у меня непростой, в коллективе ему тяжело, с учителями конфликтует, материал усваивает плохо. Психологи говорят, что он способный, но к нему нужен индивидуальный подход. Что нужно сделать, чтобы он занимался дома хотя бы полгода-год? Оксана, Академгородок”.
Основанием для организации обучения на дому ребенка является заключение учреждения здравоохранения.
Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения школы, утверждён Министерством здравоохранения РФ.
Впрочем, Федеральный закон “Об образовании” предусматривает возможность получения образования как в школе, так и вне её — в форме семейного образования и самообразования. Однако в любом случае прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации будет обязательным.
При принятии решения родителями (законными представителями) о получении ребёнком образования вне школы родители должны уведомить о принятом решении учредителя — главное управление образования. Дополнительную информацию можно получить по телефону 226-15-10.
“Слышал, что хотят вводить очередной новый предмет для изучения в школах — “Народы и культуры России”. Будет ли это сделано в Красноярске? Кто вообще придумывает эти новые предметы и зачем они нужны? Александр, ул. Чайковского”.
В настоящее время активно обсуждается вопрос о разработке единого учебника по истории. На недавнем заседании бюро историко-филологических наук РАН, председатель Госдумы Сергей Нарышкин предложил ввести в школах новый предмет — “Народы и культура России”. Дело в том, что школьные учебники в силу ограниченности объёма не могут во всей полноте учесть многообразие исторического наследия субъектов страны, а также больших и малых народов, проживающих на её территории. Большинство экспертов поддерживают эту идею. Я тоже считаю, что нашим школьникам необходимо знать как можно больше про народы и культуру родной страны. Однако, с одной стороны, есть предельно допустимая нагрузка для школьника, с другой — о теме народов и культуры России можно и нужно говорить, но не в ущерб основным предметам. Поэтому считаю, что можно заниматься этим в рамках внеурочной деятельности.