Новости
Дэн Браун пошёл по следам Данте
Хочу сразу расставить все точки над “и” и чётко обозначить своё отношение к творчеству Дэна Брауна. Это не литература! И тот, для кого повесть, рассказ, роман прежде всего слово, может… нет, не отложить новое произведение автора таких мировых бестселлеров, как “Цифровая крепость” и “Код да Винчи” в сторону, достаточно просто настроиться на новый жанр, которому пока даже нет определения, и всё-таки прочитать роман “Инферно”. Потому что “книга, которую ждал весь мир” (именно так написано на обложке), стоит, как минимум, внимания. И вполне способна увлечь и заставить задуматься. Естественно, о судьбах мира.
Уверена, особо приятным знакомство с “Инферно” покажется людям, хоть раз открывшим “Божественную комедию” Данте. Ведь сюжет нового романа-ребуса о похождениях профессора Гарвардского университета Роберта Лэнгдона крутится вокруг символов, зашифрованных в строках бессмертной поэмы эпохи Ренессанса. Вернее, вокруг самой популярной её части — “Ада”. И тому, кто хотя бы поверхностно знаком с творчеством Данте, будет и проще, и интереснее — так сказать, не с чистого листа.
Впрочем, читая Дэна Брауна, я всё же нередко испытываю несколько неловкое чувство. Вроде образованный человек, в своё время изучала литературу разных эпох и направлений, музыкальную культуру, изобразительное искусство. Однако обширные цитаты, факты из биографии гениев той же эпохи Возрождения, которыми с лёту оперируют герои, разгадывая очередную загадку, для меня всегда сродни откровению. Как и многочисленные отсылки к картинам, фрескам, скульптурам, дворцам и соборам — великим, но малоизвестным широкой публике. Вот и на этот раз из “знакомцев”, пожалуй, только “Давид” Микеланджело, ну и несколько знаменитых соборов и музеев вроде галереи Уффици. Но, с другой стороны, в этом постоянном открытии чего-то нового из разряда вечного и состоит ценность этого уникального путеводителя по миру европейского искусства, начиная с XIII века и заканчивая нашим временем. А главный герой на то и профессор-символист, посвятивший жизнь изучению философии, истории религии и криптографии, чтобы разбираться в разных искусствоведческих тонкостях, для нас, обычных людей, весьма далёких.
Поэтому тем, кто засядет за книгу, сразу рекомендую открыть поисковик в Интернете, дабы сравнивать многочисленные описания художественных и архитектурных шедевров с их визуальным изображением. Всё-таки проще понять, как выглядит “Карта ада”, написанная великим Сандро Боттичелли, хоть раз взглянув на неё. Да и грот Буонталенти в садах Боболи, сыгравший свою роль в развитии основного сюжета, можно детально рассмотреть в сети. Есть в Интернете и карта уникального Коридора Вазари, по которому герои путешествуют буквально над Флоренцией, и другие достопримечательности как этого города, так и... впрочем не стану открывать все карты. Скажу лишь, что бегством по улицам, паркам и музеям Флоренции, где и начинается повествование, великий поход учёных против новой чумы не ограничится.
Ну вот, всё-таки проговорилась. Да, цель главного героя, специалиста по символам, — не допустить распространение нового вируса, способного изрядно проредить стремительно растущее население земного шара. Новый роман, как, впрочем, и другие произведения Дэна Брауна, имеет два плана. В данном случае один из них — экскурсионно-исторический, написанный весьма доступно и просто. Он служит своего рода культурным фоном для главной фабулы — лихо закрученного детективного сюжета с элементами триллера. В “Инферно” это — противостояние двух поклонников Данте. Один — злой гений, выдающийся учёный, уникальный генетик и откровенный маньяк. Второй — любимчик публики Роберт Лэнгдон, умница и эрудит, удачно обходящий все ловушки, которые расставляют для него искусные убийцы. Кто виноват из них, кто прав… на первый взгляд очевидно. Но, поверьте, это только первый взгляд. А чтобы самим расставить все точки над “и”, нужно, как минимум, взять книгу и дочитать её до конца, весьма, к слову, неожиданного.
Конечно, квест-путеводитель от Дэна Брауна — это вам не “Божественная комедия”. Но, уверена, после знакомства с “Инферно” число желающих прочитать или перечитать самого Данте явно вырастет. И за это — отдельный респект автору.