Новости

Каким должен быть договор между жилищниками и жителями

Каким должен быть договор между жилищниками и жителями

Строго по букве закона

Жители дома № 36 по улице 60 лет Октября в вопросе взаимоотношений с управляющей компанией, как говорится, собаку съели. Главная победа собственников — порядок в подъездах. Люди отказались от услуг жилищников и самостоятельно следят за чистотой в доме. Благодаря неравнодушным жителям на стенах подъезда появились картины, а на окнах — занавески.

Однако, признаётся председатель совета пятиэтажки Надежда Кудряшова, конструктивный диалог с управляющей компанией не удаётся наладить на протяжении нескольких лет. Виной всему, считает женщина, договор управления домом. “Этот документ написан непонятным языком, — констатирует Надежда Евгеньевна. — Мы с соседями тщательно изучали его, но многие моменты понять до конца так и не удалось. Скажу более, ситуация сложилась таким образом, что подрядчики, которых нанимают жилищники для выполнения указанных в договоре работ, не несут фактически никакой ответственности. Да и сама управляющая компания отстраняется от решения многих проблем”.

Ремонта крыши жители этой пятиэтажки ждали много лет. И когда два года назад кровлю начали менять, радости людей не было предела. Однако эйфория, вспоминает Надежда Кудряшова, быстро сошла на нет. Первый же большой ливень показал, что работы выполнены некачественно. Жителям пришлось не только спасать от воды своё имущество, но и в прямом смысле слова заставлять жилищников устранить недоработки. Труд людей не пропал даром. Крышу рабочие залатали, за испорченное имущество жителям выплатили компенсации. “Но почему, чтобы добиться справедливости, нам пришлось пройти огонь, воду и медные трубы? — задаются вопросом жители. — Ведь все эти вопросы должны решаться автоматически. У нас же есть договор управления домом”.

То, что существующие договоры между жилищниками и жильцами не соответствуют требованиям времени и закона, сегодня очевидно не только собственникам квартир, но и чиновникам. Отопительный сезон, который стартовал в краевом центре менее месяца назад, показал, что у людей практически нет никакой возможности повлиять на нерадивых жилищников. Порой причина отсутствия тепла — безалаберность сотрудников управляющих компаний. Коммунальщики просто-напросто забывают открыть необходимые вентили в подвалах или же не спешат ликвидировать завоздушивание стояков.

— Многие претензии горожан к тому, как осуществляется управление многоквартирными домами, являются справедливыми, — считает глава Красноярска Эдхам Акбулатов. — К сожалению, многие люди сталкиваются с хамским отношением к своим интересам со стороны тех компаний, которым было доверено управление жилыми домами.

Чтобы кардинально переломить ситуацию, городские власти провели ревизию существующих договоров управления красноярскими домами. Экспертиза показала, что многие положения этих документов не соответствуют требованиям закона.

— В частности, вызывает вопросы распределение средств, которые поступают на счёт дома за аренду общего имущества, — констатирует Владислав Логинов, исполняющий обязанности руководителя департамента городского хозяйства администрации Красноярска. — Сейчас, как правило, в договорах написано, что 70 процентов от суммы поступает на счёт дома, а 30 идёт на оплату услуг жилищников. Хотя этот вопрос в каждом случае должен решаться индивидуально.

И таких пунктов, ущемляющих права жильцов, в типовых договорах управления многоквартирными домами, как показала экспертиза, которую провели сотрудники департамента городского хозяйства, предостаточно. Также чиновники согласны с Надеждой Кудряшовой в том, что жильцам должно быть предоставлено право самостоятельно выбирать подрядчика работ. На данный момент управляющие компании предоставляют его на безальтернативной основе.

— Мы подготовили новую редакцию типового договора управления многоквартирными домами, куда внесли отдельные поправки в правила проведения капитального ремонта, предоставления коммунальных услуг и определили минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общедомового имущества, — говорит Владислав Логинов. — Проект этого документа размещён на официальном портале мэрии — www.admkrsk.ru. И сейчас в городе проходит его общественная экспертиза.

Председатель общественного движения “Народный контроль за ЖКХ” Роман Казаков один из первых, кто досконально изучил новый договор. “Особое внимание необходимо уделить вопросам защиты прав собственников, — считает он. — Сразу в нескольких пунктах договора нужно предусмотреть ответственность управляющих компаний за неоказание услуг, за игнорирование запросов, за неустранение в положенные сроки выявленных нарушений. Если последствия бездействия будут тщательно прописаны, то это позволит изменить ситуацию в лучшую сторону и заставит жилищников работать эффективнее”.

Общественное обсуждение вопроса, каким должен быть договор между жилищниками и жителями, продлится месяц. Высказать своё отношение к документу может любой желающий, сделать это можно прямо на сайте городской администрации. Предложения красноярцев лягут в окончательный вариант новой редакции типового договора управления многоквартирными домами.

— Обсуждение позволит выявить преимущества и недостатки практически каждого пункта договора, — считает Эдхам Акбулатов. — В конечном итоге жители сами определятся, что для них наиболее приемлемо. Ведь людям необходим договор, учитывающий особенности каждого конкретного дома. Результатом нашей работы должна стать широкая информированность красноярцев о том, каким образом можно выстроить отношения с управляющими компаниями.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА