Новости

От плодово-ягодной станции останется только название микрорайона

От плодово-ягодной станции останется только название микрорайона

Здесь вишни не цветут...

Садоводы бьют тревогу — Красноярская плодово-ягодная станция может исчезнуть как таковая. Это грозит потерей основного источника саженцев для более чем 200 тысяч садоводов восточной, центральной, западной и северной зон Красноярского края. Что неминуемо остановит обновление плодовых и косточковых культур на приусадебных участках жителей всего региона.

Точкой в 93-летнем существовании Красноярской плодово-ягодной станции может стать процедура банкротства, которая продолжается уже более года. Погубили плодовку, как ни странно это прозвучит, огромные площади, которые она занимает.

— Проблемы начались в 2011 году, когда был изменён статус земель, на которых расположена станция, — говорит Дмитрий Воробьёв, директор учреждения. — От статуса зависит размер земельного налога. Раньше это были земли сельхозназначения, и ставка налога составляла 70 копеек за один квадратный метр. Это было нам по силам. Но изменилось законодательство, и земля под садами плодово-ягодной станции стала называться территорией городского поселения. В этом случае земельный налог вырос до 400 рублей за квадратный метр. Поскольку наше предприятие на хозрасчёте и никем дополнительно не финансируется, стал накапливаться долг.

К сожалению, Дмитрий Григорьевич не смог назвать точную сумму образовавшейся задолженности по земельному налогу, но, по разным оценкам, она составляет от четырёх до восьми миллионов рублей. В итоге год назад директор был вынужден уволить оставшихся сотрудников, запереть контору на ключ и подать документы на банкротство.

Садоводы быстро смекнули, что дело пахнет керосином и начали бить во все колокола — были написаны обращения во все возможные инстанции.

Даже президенту России написали. Предводителем борьбы за плодовку стал председатель Красноярского союза садоводов Валерий Гладчук. На прошедшем недавно в Законодательном собрании Красноярского края заседании комитета по делам села и агропромышленной политике он назвал и, по его мнению, виновных, и пути выхода из создавшейся ситуации.

— Плодово-ягодная опытная станция ликвидируется при попустительстве ответственных за её положение организаций, — говорит Валерий Яковлевич. — Это в том числе и беспечность руководства Красноярского НИИ сельского хозяйства, являющегося куратором этой станции, и недальновидность сибирского отделения Российской сельскохозяйственной академии. В общем, станцию надо спасать.

Валерий Гладчук выразил надежду на то, что совместными усилиями опытную станцию удастся реорганизовать в центр садоводства, огородничества, цветоводства и пчеловодства, где бы проводилась и селекционная работа.

Однако как минимум в одной из названных Гладчуком организаций наотрез отказываются взять на себя ответственность за гибель станции.

— По меньшей мере странно обвинять нас в беспечности по отношению к плодово-ягодной станции, — говорит Николай Петровский, директор ГНУ “Красноярский НИИ сельского хозяйства”. — Юридически они нам не подчиняются и никогда не подчинялись. Да, на базе станции работал один наш отдел, который был переведён в другое место, когда станция перестала работать. Но находился он там потому, что так сложилось исторически, а не потому, что кто-то от кого-то зависел. Поэтому не в моей компетенции отвечать на вопросы по поводу плодово-ягодной станции — мы просто не имеем к ней отношения. Могу сказать только одно — как жителю микрорайона Ветлужанка, судьба плодовки мне небезразлична. Когда оттуда дул ветер в сторону моего дома, мне всегда было приятно и комфортно. Что же касается будущего станции, то я могу только предполагать о наличии корыстного интереса каких-то третьих лиц к этой земле. Ведь выцарапав столь лакомый кусок под застройку, скажем, коттеджами, можно выручить куда больше, чем составляет сумма налоговой задолженности. И бороться за эту землю будут.

К слову, Красноярская плодово-ягодная станция в 2009 году уже лишилась крупного куска угодий. Шесть участков общей площадью более 147 гектаров были изъяты Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства как неиспользуемые по назначению. Так как Красноярская плодово-ягодная станция входит в структуру сибирского отделения Российской сельскохозяйственной академии, штаб-квартира которой расположена в Новосибирске, то эти земли, следовательно, являются федеральной собственностью. Поэтому перемещение земельных участков из одной федеральной структуры в другую прошло беспрепятственно.

Далее по решению правительственной комиссии по развитию жилищного строительства участки по адресу Азовская, 1 были переданы Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края. Агентство, в свою очередь, объявило конкурс на право застройки этих территорий. Кстати, красноярские застройщики не торопились включаться в борьбу за, на первый взгляд, привлекательные земли. Ведь строить предстояло, что называется, в чистом поле, где нет никаких коммуникаций и какой-либо инженерной инфраструктуры. Освоение обещало быть очень затратным. Наконец с третьей попытки удалось найти застройщика. Им стала крупная строительная компания из ЗАТО Зеленогорск ОАО “Управление строительства — 604”. Таким образом, тезис о какой-то особой привлекательности для застройщиков территорий микрорайона Плодово-Ягодный вызывает сомнения.

Можно предположить, что даже при самом печальном развитии событий саженцы ранета, вишни или жимолости с красноярских весенне-осенних садовых базаров никуда не исчезнут. Но только будут ли они пригодны для возделывания в наших природно-климатических условиях?

— Потеря плодово-ягодной станции будет большой утратой для красноярского садоводства, — говорит Николай Шинкарёв, начальник отдела по надзору в области семеноводства, качества и безопасности зерна управления Россельхознадзора по Красноярскому краю. — Ведь выращиваемые там сорта созданы именно для наших погодных условий. По стихийным рынкам саженцев, контроль которых мы осуществляем, видно, что география ввоза посадочного материала очень широкая — от Алтая до Средней Азии. Но нашу зиму эти растения не переживут. Это означает, что они не соответствуют положениям закона о семеноводстве, и реализация такого посадочного материала на территории Красноярского края запрещена и является административным правонарушением.

Выходит, что, лишившись собственного питомника садоводческих культур, красноярцы не смогут импортировать саженцы даже из соседних регионов. Выслушав эти доводы садоводов на заседании комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного собрания региона, Валерий Сергиенко, председатель этого комитета, заверил, что депутаты обратятся в правительство края с просьбой вмешаться в создавшуюся ситуацию.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА