Проспект культуры
Согреться в лучах его таланта
Об этом человеке ходили легенды ещё при жизни, на спектакли с его участием билеты раскупались за многие месяцы, а гости города считали за великую удачу увидеть артиста. Его выход на сцену или фраза, сказанная даже из-за кулис, вызывала аплодисменты и приступы смеха, умение работать с публикой, управлять и влиять на эмоции зрительного зала поражало и вызывало восхищение.
Об этом человеке ходили легенды ещё при жизни, на спектакли с его участием билеты раскупались за многие месяцы, а гости города считали за великую удачу увидеть артиста. Его выход на сцену или фраза, сказанная даже из-за кулис, вызывала аплодисменты и приступы смеха, умение работать с публикой, управлять и влиять на эмоции зрительного зала поражало и вызывало восхищение.
Накануне 60-летия Красноярский музыкальный театр вспоминает тех, кто своим талантом, профессионализмом, творчеством прославил театр далеко за переделами города. Одним из таких артистов был заслуженный артист РСФСР Василий Эмирзиади (1914—1974).
В Красноярск Василий Георгиевич попал в 1958 году. Вместе со своей супругой Станиславой Брониславовной Котовой они стали одними из первых артистов, приехавших для создания в нашем городе театра музыкальной комедии. За плечами Эмирзиади к этому времени был большой опыт службы в театрах Советского Союза, а также годы работы в цирке коверным клоуном. Его имя упомянуто в цирковой энциклопедии наряду с известным клоуном Тарахно, партнёром которого он был несколько лет. Именно из цирка Василий Эмирзиади попал в оперетту, у него было амплуа комика. Умение работать с аудиторией, держать зрителя, создавать и раскрывать образ, дикционная чистота, интонационная нюансировка, поставленный голос — всё это позволило ему стать кумиром и публики, и коллектива, мастером сцены, которому подвластны все роли и жанры.
Его имя есть в цирковой энциклопедии наряду с известным клоуном Тарахно, партнёром которого он был несколько лет. Именно из цирка Василий Эмирзиади попал в оперетту.
“Эмирзиади, заслуженного артиста России, в театре, да и в городе, иначе не называли, как Эмир, независимо от возраста, — вспоминал Семён Леонидович Штивельман, в те годы года главный режиссёр Красноярского театра музыкальной комедии. — И в этом не было ни грамма панибратства, лишь необычайная любовь. В лучах солнца его человеческого и актёрского таланта согревались многие поколения коллег и зрителей”. Василий Григорьевич очень серьёзно относился даже к самым незначительным на первый взгляд деталям. Каждый жест, реплика, движение были филигранно выверены. Даже в крохотном эпизоде он создавал характер, органично вливал драматические сцены в музыкальные и танцевальные номера. Его герои никогда не были просто смешными, за каждым образом можно было разглядеть жизненную историю.
Стоит отметить, что любовь к цирку так и не отпустила артиста. Он всегда сохранял живой интерес к этому жанру. Посещал гастроли цирковых трупп в Красноярске, а также программы в других городах, которые посещал с гастролями. А главное — у него во всём проявлялось чувство семьи, присущее цирковым артистам: радушный хозяин, надёжный друг и коллега.
Феномен всеобщей любви к артисту и его героям не ограничивался только красноярским театром. На гастролях публика принимала его с тем же восторгом, что неоднократно отмечали местные газеты. Имя Василя Эмирзиади стало визитной карточкой города и красноярского театра и вписано золотыми буквами в историю Красноярского края.
Для справки
Василий ЭМИРЗИАДИ родился 28 декабря 1914 года в Бердянске, в Запорожской области. Работал в театрах Донбасса, Киева, Новгорода, Баку, Челябинска, Хабаровска. С 1958 года — в Красноярском театре музыкальной комедии. В 1964 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Участник Великой Отечественной войны, командир саперного взвода; награждён орденом Красной Звезды и медалями. Умер 25 июля 1974 года.
Роли в театре: Николай II в оперетте “Белая ночь” Т. Хренникова, Дудник в музыкальной комедии “Девчонке было двадцать лет…” А. Эшпая, Узник в оперетте “Перикола” Ж. Оффенбаха, Бокар в оперетте “Цветок Миссисипи” Дж. Керна, дежурный тюрьмы в оперетте “Летучая мышь” И. Штрауса и другие.
Материал и фото предоставлены Красноярским музыкальным театром