Новости

Вместе с Нансеном

Вместе с Нансеном

“Холодныя и горячiя закуски...”

“...Речи покрывались восторженными “ура”, дождь продолжал моросить, а факелы и костры ярко пылать. Картина получилась фантастическая. Все эти люди стояли под дождём и ждали нас с трёх часов дня”. Так описал в дневнике 25 сентября 1913 года своё прибытие в Красноярск знаменитый норвежский путешественник и исследователь Фритьоф Нансен.

Для провинциального города визит такой величины был, безусловно, огромным событием. Случилось это сто лет назад. Нансен совершал большое путешествие с берегов родной Норвегии, из г. Тромсё, в Сибирь через Северный Ледовитый океан вверх по Енисею, а затем из Красноярска по Транссибу до Дальнего Востока и снова на запад, в Санкт-Петербург. К юбилейной дате в нашем городе открылась выставка “Фритьоф Нансен в Енисейской губернии”.

Проходит она в здании Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова (ул. Парижской Коммуны, 20), которое прежде принадлежало семье купца первой гильдии Петра Гадалова. Именно здесь и останавливался знаменитый норвежец.

Экспозиция построена по его книге “В страну будущего”, написанной на материале дневниковых записей и фотографий, сделанных во время путешествия. И посетителям предоставляется редкая возможность разделить с Нансеном его последнюю экспедицию.

… Итак, Север. Нансен и его спутники пересаживаются с судна “Коррект” на небольшой моторный “Омуль” и отправляются вверх по Енисею. Гостя интересует абсолютно всё: дороги, транспорт, природа. Он описывает рыбные промыслы, способы ловли и заготовок, удивляется, сколько даёт людям осётр. Больше всего путешественника привлекает возможность поближе познакомиться с “сибирскими инородцами”. Кстати, на енисейском Севере он встретился со слепым шаманом, который предсказал “великую всеобщую войну” — Первую мировую.

Именно Северу посвящён первый зал выставки. Красноярский краеведческий музей предоставил из своих фондов уникальные вещи, принадлежавшие ненцам, селькупам, тунгусам, якутам. Детский кафтанчик, женская зимняя шапка, расшитая бисером, кисет, курительные трубки, пороховница, шаманские подвески, ножны, ложка, колотушка от бубна... Словом, то, что мог видеть Фритьоф Нансен (все предметы быта — из времени его путешествия, начала XX века). То есть мы попросту погружаемся в ту эпоху. Очень помогают в этом и картины, написанные в северных экспедициях нашими художниками: Каратановым, Лекаренко, Варгиным. Все работы — репортажные, с натуры. “Нганасанская девушка за работой”, “Женский долганский костюм”, “Кондратий, мой толмач”, “Приезд остяков на летнюю рыбалку”, “Лодки на берегу Енисея”... (это уже из фондов художественного музея).

Дальше мы вместе с Нансеном и его спутниками перемещаемся в Енисейск. Из дневниковых записей: “Около часу дня мы начали различать колокольни, а по мере приближения над рекой стали вырастать зелёные и золотые купола и белые стены церквей. Я не знаю, сколько именно церквей в городе, но я насчитал не меньше 12—13...”. За два дня Нансен посетил здесь мужскую и женскую гимназии, городской музей (даже дважды), народную школу для мальчиков и начальную — для девочек. Свидетельства тому — многочисленные фотографии прекрасного качества.

Затем путешественники едут в Красноярск, уже не рекой, на лошадях. И мы вместе с ними. Ощущение дороги помогают прочувствовать сохранившиеся в архивах расписания поездов и срочных речных рейсов, изрядно потрёпанный кожаный чемодан, багажная корзина, видавший виды саквояж. А это что? Карточки на... уголовных преступников. Какое отношение они имеют к Нансену? Оказывается, самое прямое. После амнистии по поводу 300-летия дома Романовых на свободе оказались не досидевшие свои срока уголовники, которые шалили по ночам. Многие предостерегали путешественников, но те только смеялись. Когда же достигли цели, увидели, что все верёвки, перевязывавшие багаж позади тарантаса, перерезаны. Вещи, правда, остались целы.

Красноярск. На стенах зала — информация о семье, принявшей исследователя в своём доме, многочисленные материалы, связанные с ней, объявления, снимки, даже натюрморты, написанные Петром Гадаловым. И наконец — тот самый кабинет, в котором жил Фритьоф Нансен. Организаторам выставки удалось частично воссоздать интерьер комнаты. Ощущение удивительное: смотришь на фотографию, запечатлевшую путешественника за большим письменным столом, переводишь взгляд и... видишь ту же самую картинку, только наяву. Даже шкура медвежья присутствует, как на снимке! Стол, конечно, не родной, но тех времён. А вот буковые стулья фирмы “Братья Тонет” действительно принадлежали Гадаловым. Как и одна из тарелок супового сервиза в посудной витрине. Здесь же — сохранившееся меню обеда в честь дорогого гостя: “Разныя водки, холодныя и горячiя закуски (орфография сохранена — Прим. ред.), стерлядь разварная, жареныя рябчики, утки, чирки...”. А ещё — программа музыки во время обеда, банка из-под чая Торгового Дома Гадаловых, старинный фотоаппарат, уникальные книги, пригласительный билет на футбольный матч, устроенный красноярскими спортсменами из уважения к Нансену. И снова — снимки. Гость на пароме, на плацу, у городского театра в день заседания Географического общества, перед конной прогулкой. И везде — цитаты из дневника.

Последняя запись, сделанная у нас: “Затем мы распрощались с милейшими жителями Красноярска, поезд тронулся, и мы помчались на восток по нескончаемому рельсовому пути”.

Последний экспонат — русское издание книги Нансена “В страну будущего” 1915 года “с портретом автора, 155 рисунками и тремя картами”. Одну из глав исследователь посвятил теме заселения и развития Сибири и значения их для России. Страна будущего — это про нас.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА