Новости

Стоит ли опасаться увеличения рецидивов после проведения амнистии?

Стоит ли опасаться увеличения рецидивов после проведения амнистии?

Им подарят свободу

Амнистию, приуроченную к 20-летию Конституции, решено провести в нашей стране. Пока точно неизвестно, осуждённые за какие преступления выйдут на свободу, содержание документа держится в тайне. Предложения по амнистии составлял Президентский совет по правам человека, их уже передали главе государства Владимиру Путину.

Авторы предложений пообещали, что насильственных преступлений амнистия не коснётся. При этом, по данным федеральных СМИ, среди прочих категорий на свободу могут выйти осуждённые за терроризм, массовые беспорядки и экономические преступления. Неизвестно и то, сколько именно человек попадёт под амнистию. Называются разные цифры — от нескольких десятков тысяч человек до четверти всех осуждённых. Всего в России за решёткой сегодня находятся около 700 тысяч человек.

О том, кого могут выпустить на свободу, опасны ли для общества амнистированные преступники и в целом для чего проводятся амнистии, нам рассказал Алексей Тарбагаев, профессор, заведующий кафедрой уголовного права Юридического института СФУ:

— Обычно амнистии объявляют накануне важных для страны событий — юбилеев, памятных дат, в том числе побед в войне. В СССР они проводились и по случаю смерти видных государственных деятелей.

— Последние лет десять по амнистии выпускали ограниченные категории осуждённых — предпринимателей, участников войны. Количество амнистированных было невелико, поэтому говорить об увеличении рецидивов не приходилось. Вот амнистия по случаю смерти Сталина сильно повлияла на безопасность в стране. Тогда амнистированные целые города захватывали. Сейчас, думаю, массовая амнистия нам всё-таки не грозит. Пока точно не определено, какие категории лиц выйдут на свободу. Мы можем только делать предположения, исходя из опыта предыдущих амнистий и информации, которая сейчас появляется в печати. СМИ говорят о том, что хотят амнистировать беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. Думаю, что от этой категории лиц большого рецидива ждать не стоит.

Совет по правам человека предложил освободить граждан, осуждённых за преступления в сфере экономической деятельности. Это преступления ненасильственные, к ним, в частности, относятся различного рода мошенничества. Скорее всего, большинство предпринимателей, освобождённых по амнистии, могут вновь совершать аналогичные преступления. К сожалению, наше предпринимательство в определённой мере находится в серой зоне — на грани законного и незаконного. Так, например, не все хотят платить государству налоги как положено. Но понятно, что опасности для жизни и здоровья окружающих такие амнистированные не представляют.

Обычно под амнистию попадают несовершеннолетние преступники. Но с оговорками: кроме тех, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления. Их, безусловно, нежелательно освобождать. В целом отмечу, что преступность несовершеннолетних в нашей стране стала опасной — корыстной, жестокой, наглой. Они знают, что максимальный срок наказания составляет десять лет за одно преступление или по совокупности преступлений. Хотя взрослые за аналогичные преступления могут получить и 25 лет лишения свободы, и пожизненное заключение.

Представители Совета по правам человека заявляли, что они не против, чтобы под амнистию попали те, кто проходят по так называемому “болотному делу”, и члены панк-группы Pussy Riot. Рассмотрим каждый из случаев. Девушки получили наказание по статье, которая предусматривает ответственность за особо злостное хулиганство по мотивам религиозной ненависти или вражды. Но нужно понимать, что амнистия — нормативный акт, в нём не будут прописаны конкретные фамилии, как при помиловании. В постановлении по амнистии указываются категории граждан, значит, надо будет выпустить на свободу других проходящих по этой статье товарищей, более опасных для общества, чем эти девушки. То же самое касается и участников “болотного дела”. Они обвиняются в применении насилия в отношении представителей власти. Если эта категория тоже попадёт под амнистию, то помимо фигурантов “болотного дела” отпустят всех по стране, кто когда-либо поднимал руку на представителей власти. Надо ли это делать? Отмечу, что постановление об амнистии — это исключительная компетенция Государственной думы, которая простым большинством голосов принимает такое постановление. В Госдуме большинство мест у “Единой России”, это, как известно, партия власти. Поэтому, наверное, при обсуждении категорий граждан какие-то политические моменты будут приняты во внимание.

В теории уголовного права к амнистии как явлению сложилось двоякое отношение. Как законодательный орган — Госдума — может вмешиваться в деятельность правосудия? Судебная власть является независимой, и приговоры суда, вступившие в законную силу, при проведении амнистии никто не отменяет. Возникает некоторое противоречие. Но раз в статье 103 Конституции прописано, что Госдума обладает таким правом, депутаты иногда им пользуются. Зачем? Может быть, за давностью лет её смысл и утратился, но так или иначе это используется как способ выпустить пар, когда котёл перегревается. Для меня, как специалиста в этой сфере, амнистия — странный процесс. Она перечёркивает работу правоохранительных органов и судов. Иногда, ожидая амнистию, их представители начинают затягивать расследование дел, чтобы сразу закрыть их, не тратя силы и время. Амнистия — хорошо это или плохо — вопрос политический.

Виталий ДРОЗДОВ, адвокат, депутат Красноярского городского Совета:

— Амнистия — традиционное мероприятие, акт гуманизма со стороны государства. Но подходить к её проведению, выбору категорий для освобождения нужно очень ответственно. Чтобы люди, оказавшиеся на свободе, адекватно оценили этот жест доброй воли. Чтобы такой подарок со стороны государства был заслуженным.

Михаил ЛАММИНПИЯ, директор Службы социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы:

— Считаю, что нужны не повальные — постатейные — освобождения, необходимо учитывать личность каждого человека. Нужно учитывать поведение заключённого, то, осознал ли он свою вину, раскаялся ли. По опыту своей работы знаю, что есть люди, которые преступниками стали случайно. И выход на свободу они рассматривают как большое счастье, рецидивы они не совершают. А есть такие, для которых преступления обычное дело. “Воровал и буду воровать, работать не умею и не хочу”, — говорят они.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА