Новости
Повысить производительность труда и… не умереть
О работе, зарплате и справедливости
Вопросы трудовых взаимоотношений являются отражением реального положения дел в экономике. В настоящее время мы далеки от идеала, отсюда проблемы серых зарплат, расслоения заработков, отсутствие социальных гарантий. Все вопросы читателей — есть болевые точки нашей экономической системы, которую, безусловно, необходимо менять, — постепенно и целостно. Допускаю, что по некоторым вопросам моё мнение может не совпадать с чьим-либо, однако я буду говорить, что думаю на самом деле.
_“Меня зовут Алёна, мне 28 лет. Не выходя из первого декрета, я ушла во второй. Моей младшей дочке два с половиной года, я решила выйти на работу, но мой работодатель сказал, чтобы я сидела дома до трёх лет, поскольку на моём месте работает новый сотрудник и увольнять его не хотят. Что мне делать? _
Алёна, Свердловский район”.
В соответствии с Трудовым кодексом каждой женщине предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до трёх лет. При этом за ней сохраняется рабочее место. То есть по истечении трёх лет она вправе возобновить трудовую деятельность, и руководитель обязан предоставить ей рабочее место — то же самое или аналогичное, соответствующее её квалификации. При этом никто не запрещает женщине выходить на работу до того, как её ребёнку исполнится три года. И здесь в случае, если на время её отпуска был нанят новый сотрудник, происходит столкновение интересов двух людей: мамы, которая решила выйти на работу, и того, кто её временно замещает. В данном случае должна быть достигнута какая-то договорённость. Несмотря на то, что формально закон на стороне мамы, профсоюзы защищают права и интересы обоих. Чтобы избежать конфликтов, лучше заранее письменно уведомить работодателя о намерении возобновить трудовую деятельность. Тогда у него будет время для принятия решения по другому сотруднику. Если же маму не принимают обратно на работу, она вправе отстаивать свои интересы, обратившись в инспекцию труда или в прокуратуру.
_“В дачный период с мая по октябрь от железнодорожного вокзала до садового общества “Ветеран” ходит автобус. Заприметил, что кондуктором там работает молодой парень. Разговорились, ему 15 лет, учится в школе, летом вместо отдыха вынужден работать. Трудовой книжки у него нет. Меня это возмущает. С сентября парня на работе нет, на смену ему пришла женщина лет 35. Спрашиваю у неё про трудовую, ответ тот же. Как же так, говорю, неужели никто не возмутился и не потребовал. Мне сказали, что требовали, но хозяин сказал: “Кому не нравится, может уходить”. Неужели ничего нельзя сделать? _
Письмо анонимное”.
В соответствии с законом заключение трудового договора допускается с гражданами, достигшими 16 лет. Допускается оформление трудовых отношений с лицами от 14 до 16 лет при соблюдении определённых условий: работа не должна причинять ущёрб здоровью и мешать получению образования. В данном случае речь идёт о работе на каникулах, и теоретически это возможно. Однако работодатель обязан завести трудовую книжку принятому на работу гражданину, если тот трудится свыше пяти дней. Если этого__ __не делается, а в вопросе именно об этом говорится, перед нами прямое нарушение прав трудящихся, и работник вправе обратиться в инспекцию труда или в прокуратуру, чтобы защитить свои права.
Понимаю, что в реальности это не всегда возможно. Но наша задача в том числе ликвидировать правовую безграмотность. Во многом люди сами ведут себя неправильно. Ведь если один, второй, третий, десятый человек откажется работать без договора и трудовой книжки, работодатель будет вынужден играть по правилам.
_“Мне непонятно, что творится на наших стройках, — ЧП едва ли не каждую неделю. Ладно на материалах экономить, но на безопасности людей — это уже ни в какие ворота! Делают ли что-то профсоюзы, чтобы навести порядок в этой сфере? _
Владислав, микрорайон Северный”.
Абсолютно точно могу сказать: там, где есть профсоюзные организации, мы контролируем вопрос охраны труда в полной мере. Для этого у нас есть целый набор инструментов. Прежде всего это коллективный договор, где есть раздел охраны труда, в котором оговаривается и режим работы, и меры безопасности на производстве. Конечно, это идеальный вариант, который существует лишь в крупных организациях. Например, профсоюзы есть в компаниях “Монолитхолдинг”, “Волна”, “Кульбытстрой”, на цементном заводе. В мелких фирмах с этим проблемы. А там, где нет профсоюзов, мы не вправе вмешиваться. Разумеется, это не значит, что мы не в курсе всего происходящего, профсоюзы активно взаимодействуют в этих вопросах с инспекцией труда, прокуратурой. Между нами существует трёхстороннее соглашение, в рамках которого проводятся проверки всех организаций отрасли с целью минимизировать ЧП.
_“Посмотрел результаты недавнего исследования — у нас около сотни миллионеров в стране, но в их руках сосредоточена треть российских доходов. Как так? Почему начальник медучреждения рисует себе зарплату в сотни тысяч рублей, а санитарка получает жалкий минимум? На это вообще никак нельзя влиять? _
Андрей Алексеевич, Железнодорожный район”.
Экономическая модель в нашем государстве в общем и в каждой отдельной отрасли в частности выстраивается в соответствии с законами. Справедливости ждать не приходится. Конечно, это не говорит о том, что не нужно влиять на ситуацию. Профсоюзы пытаются делать это. В частности, когда в крае начался переход на новую систему оплаты труда, мы потребовали увеличения зарплатного фонда на 20 процентов. Регулируем мы и заработную плату руководителей бюджетных организаций, установив её пределы.
Сложнее влиять на вопросы зарплат в частном секторе, там эти вещи практически не регулируются. Мы можем лишь контролировать минимальную планку зарплаты, а также количество и объём нагрузки.
Что касается миллионеров, то они не с Луны свалились, это тоже результат той экономической модели, которую нам навязал Запад. В советское время ведь миллионеров не было, потому что всё принадлежало государству. А как только начались приватизация, акционирование предприятий, появились богатеи. Многие предприятия закрылись, людей сократили, а собственники стали миллионерами. Такого перекоса быть не должно, но я придерживаюсь того мнения, что не нужно отбирать у богатых, лучше добавлять бедным. Задача государства — постепенно налаживать справедливую модель экономики.
_“Часто слышу о том, что у нас низкие зарплаты из-за низкой производительности труда. На мой взгляд, это утверждение притянуто за уши. Почему тогда руководители не предпринимают ничего, чтобы повысить эту производительность? И вообще, в чём она измеряется, если мы уже давно ничего не производим, только потребляем. _
Светлана, повар четвёртого разряда”.
Это и впрямь притянуто за уши. Производительность труда не зависит напрямую от работника. Она должна увеличиваться за счёт внедрения новой техники, новых технологий. А многие работодатели считают, что производительность можно увеличить, заставив человека трудиться больше. Например, Михаил Прохоров предлагал увеличить трудовую неделю до 60 часов. Это неправильный подход. Если работник в состоянии выкопать одну яму в день, его нельзя заставлять копать четыре, дабы повысить производительность труда. Да, она вырастет, но работник умрёт. Вот дать ему экскаватор будет верным решением.
Это утрированный пример, однако он наиболее ярко характеризует состояние современного рынка труда. Я наблюдаю, как людей заставляют работать с большими перегрузками. При этом никто не заботится о модернизации производства. Считаю, что это несправедливо в отношении сотрудников, к тому же такое положение дел существенно тормозит развитие экономики.
_“Мне 34 года, я работаю в частной фирме. Знаю, что в больших серьёзных организациях есть профсоюзы. Представляю даже, чем они занимаются. А как быть нам, кто трудится в секторе мелкого бизнеса, никем и нечем не защищённого? Зарплата в конвертах, никаких соцгарантий… И ведь это тенденция. К чему это может привести? _
Александр, менеджер”.
Есть такая фраза: к нам относятся так, как мы позволяем к себе относиться. На трудовые отношения она также распространяется. Пока работники молчат, их права будут нарушаться. Профсоюзы в данном случае как раз таки могут наладить взаимодействие между работником и работодателем, учитывая интересы каждой стороны.
Действительно, большинство малых предприятий не могут иметь собственную полноценную профсоюзную организацию. Зачастую это невозможно в силу объективных причин. Кто возьмёт на себя нагрузку заниматься общественной работой? В этой связи я считаю, что нам стоит пересмотреть модель управления первичными профсоюзными организациями. Нужно выстроить работу так, чтобы был один председатель на десять — двадцать профсоюзных организаций мелких фирм. Он бы получал зарплату, собирая взносы, и выполнял свою функцию.
_“Будет ли расти безработица, как предрекает нам премьер Медведев? Ваши прогнозы относительно нашего будущего. _
_София, преподаватель” _
Предрекать можно многое, но, к счастью, не все прогнозы сбываются. Если говорить о Красноярске, то безработица у нас одна из самых низких в стране. Конечно, это не говорит о том, что всё у нас прекрасно. Ни для кого не секрет, что трудовые отношения нередко уходят в тень, многие жители не встают на учёт в службу занятости. И тем не менее серьёзных опасений на сегодняшний день нет. У нас активно развиваются предприятия оборонной и космической отрасли, обеспечены заказами атомщики, неплохо идут дела у радиозавода и Красцветмета. Мой прогноз относительно нашего региона довольно оптимистичный.