Новости
Полюбят ли старшеклассники чтение, если ЕГЭ по литературе станет обязательным?
Пушкиным не напугаешь
_Вернуть в школу обязательный для всех выпускников экзамен по литературе предложил известный режиссёр Карен Шахназаров. Также он считает, что было бы полезно ввести курс классической русской литературы во всех средних и высших учебных заведениях, в том числе и на технических специальностях. _
Эта тема обсуждалась на заседании Президентского совета по культуре и искусству. Эксперты поддержали предложение режиссёра. Писатель Алексей Варламов, присутствующий на встрече, добавил, что экзамен по литературе должен быть не в форме теста, а в виде полноценного сочинения. Также он предложил сделать его обязательным при поступлении в какие бы то ни было вузы. Президент назвал инициативу Карена Шахназарова очень важной, а министр образования и науки пообещал в ближайшее время проработать вопрос.
…Каждый год в сентябре учеников просят написать, какие книги они прочитали за лето. Педагоги с сожалением отмечают: с каждым годом эти списки становятся всё короче. Если раньше каждому ученику выдавали по целому тетрадному листу, чтобы записать все произведения, то теперь достаточно и четвертинки. Нередко и эти клочки бумаги возвращаются пустыми.
— Сердце болит, когда я думаю о том, что культура чтения уходит из нашего общества, ведь раньше всё было совсем по-другому, — говорит Нина Кашпарова, учитель русского языка и литературы гимназии № 3. — И ведь дети не стесняются, что они сдают практически пустые листы — с минимальным набором прочитанной литературы. И родители не понимают, что это плохо, я вижу это по их реакции на собраниях. А ведь любовь к чтению в первую очередь должна идти из семьи. Мы всегда говорим, что литература — это не просто школьный предмет, это культура. Она формирует гражданскую позицию, мировоззрение человека. Дети, которые любят читать, умеют размышлять. Но ребят, искренне любящих литературу, к сожалению, всё меньше и меньше…
Педагог считает, что самая главная проблема современных детей — отсутствие мотивации к чтению. “Обязательным экзаменом по литературе по большому счёту школьников не напугаешь, — отмечает она. — Ведь сегодня ребята стараются хорошо сдавать только те предметы, баллы за ЕГЭ по которым учитываются при поступлении. Как известно, оценки по остальным предметам в аттестате не влияют на поступление. Но это предложение хотя бы попытка сделать что-то. Может быть, обязательный экзамен по литературе и побудит к чтению”.
Сегодня по утверждённой программе в старших классах изучению литературы отдаётся три часа в неделю, а для ребят, выбравших этот предмет в числе профильных, пять часов. Педагоги считают, что такого количество часов недостаточно, учитывая сложность и объём текстов произведений. Правда, стоит отметить, что большинство школьников книги по программе не читают — говорят, а зачем мне это надо.
Эксперты отмечают: ученики не умеют связно излагать свои мысли письменно. Но ведь сама структура занятий приводит к такому результату, поскольку теперь основная форма проверки знаний тесты: “На каком транспорте любил ездить Емеля?”, “Причина гибели Снегурочки?”. Достаточно правильно поставить галочку, анализировать или образно мыслить не требуется.
Последние данные международного исследования PISA показали: по читательской грамотности наши школьники стоят на 41—42-м местах из 65. Хотя ещё недавно были на 27-м. В первой пятёрке читающих Китай, Корея, Финляндия, Сингапур и Канада. Это исследование даёт ответ на вопрос: как дети могут использовать то, что прочитали и какие выводы сделали? Выяснилось, что подавляющее большинство российских подростков не понимают смысла текста, не могут проанализировать написанное и выразить своё мнение.
Именно по этим причинам некоторые эксперты и предлагают вернуться к старой форме проверки знаний по литературе — сочинению. “Стоит ли возвращать сочинение как форму выпускного экзамена? Это спорный вопрос, — говорит Нина Кашпарова.— И раньше самостоятельно их писали единицы, остальные выпускники списывали. А теперь с развитием информационных технологий от списывания не оградить. Это нужно признавать. Считаю, что необходимо продумать какую-то “умную форму” наподобие части “С” в ЕГЭ по русскому языку, которую невозможно списать”.
— Не считаю, что экзамен по литературе должен быть обязательным для всех выпускников, — говорит мама одиннадцатиклассницы Анна Александрова. — Но нужно изменить форму сдачи для тех, кто выбирает этот предмет. Не думаю, что сочинение лучший вариант, его всегда можно списать. Более эффективной проверкой сдачи будет устный экзамен. Он позволит не просто проверить, читал ли ребёнок произведение, но и покажет, как выпускник понял прочитанное, как он умеет анализировать, размышлять.
Социологи рекрутингового портала Superjob.ru провели исследование общественного мнения. Оно показало, что большинство респондентов поддерживают инициативу режиссёра. 82 процента опрашиваемых высказались за то, чтобы школьный экзамен по литературе сдавали в форме сочинения. Респонденты оставляли комментарии к своим ответам. “Современные дети и так мало читают, не понимаю, почему возникла такая необходимость в введении ЕГЭ?!”, “Без литературы и нормальных сочинений нет развития социальных навыков общения и восприятия современного мира”, “Странно, что сочинения убрали. Как без них научиться логически мыслить? Сейчас слушаю своего племянника и часто не могу понять, о чём он мне рассказывает? Какие-то отрывки слов и никакой логики в предложениях, если их предложениями возможно назвать. Результат ЕГЭ, что тут скажешь…”