Новости
Александр ОСИПЕНКО: Всё решится на Кубке мира в декабре
У красноярских саночников Александра Денисьева и Владислава Антонова, выступающих в двойке, сейчас идёт горячая пора. Спортсмены академии зимних видов спорта вошли в список кандидатов в олимпийскую сборную. О шансах наших ребят стать олимпийцами, а также обо всех тонкостях санного спорта мы поговорили с Александром Осипенко, наставником Денисьева и Антонова.
— Александр Александрович, расскажите, по результатам отборочных стартов на этапы Кубка мира Ваши подопечные сохранили первое место в рейтинге двоек, несмотря на одно поражение. Похоже, у ребят есть все шансы войти в состав олимпийской сборной?
— Да, действительно, Денисьев и Антонов после трёх отборочных стартов лидируют. Первую контрольную тренировку они выиграли в Лиллехаммере, затем на второй победили на сочинской трассе. А вот на третьей контрольной тренировке, которая проходила там же, где и вторая, в Сочи, ребята финишировали с третьим результатом. Но ничего страшного в этом я не вижу, старты идут один за другим, времени на восстановление мало, поэтому сказалась усталость. Парни допустили небольшие ошибки, что и отразилось на результате. Впереди у них ещё две контрольные тренировки, одна в Лиллехаммере, другая вновь в Сочи. А в начале ноября Александр и Владислав отправятся на Кубок мира, и я думаю, они наберут необходимое количество баллов для того, чтобы получить квоту на Олимпийские игры в Сочи, несмотря на то, что среди остальных кандидатов наши ребята самые молодые. Им по 22 года.
— Скажите, а кому ещё из красноярских саночников доводилось отстаивать честь нашей страны на Олимпийских играх?
— Первопроходцем стала Маргарита Клименко, в 1998 году она участвовала на Олимпиаде в Нагано, показала там 17-й результат, затем в 2002 году в Солт-Лейк-Сити стала 14-й. Дважды выступали на Олимпиаде красноярская двойка — Михаил Кузмич/Юрий Веселов. В Солт-Лейк-Сити в 2002 году ребята заняли 14-е место, и в 2006 году в Турине их пара показала 11-й результат. К Олимпиаде в Ванкувере Михаил Кузмич готовился уже с другим партнером — Станиславом Михеевым из Дмитрова. Там экипаж оказался на 14-м месте. В целом же, на сегодня российские саночники входят в десятку сильнейших. Безоговорочными лидерами мирового санного спорта со времён его появления на Олимпийских играх являются немецкие спортсмены. Итальянцы и австрийцы хоть и отстают по количеству завоёванных наград, но двойки у них тоже очень сильные, как и у латышей, канадцев, американцев. Тем не менее, шанс побороться за олимпийские медали у наших ребят есть.
— Санный спорт относится к технически сложным видам, и от саней во многом зависит результат. Расскажите, на чём сейчас выступают Антонов и Денисьев.
— Недавно мы привезли ребятам новые сани, но пока ещё они на них не выступали. На тренировках нам дают сделать по три — четыре заезда, и времени на эксперименты не остаётся. Думаю, что моменты для апробации всё же появятся в графике. А пока все контрольные тренировки парни откатали на своих старых боевых санях. Будут ли они выступать на новых на Олимпийских играх, покажет время. Старые сани быстро разбиваются, где-то на спуске ребята начинают допускать ошибку, сани бьются, в итоге происходят поломки.
— Важнейший фактор успеха — полозья саней. Правда ли, что их состав является государственной тайной.
— Это действительно так. К примеру, у немцев своя структура металла, они никогда никому не продадут эту информацию и не расскажут. Мы же закупаем металл в Австрии.
— То есть в России состав полозьев, увы, ни какая не тайна, раз закупаем в другой стране.
— К сожалению, да. Когда у нас ещё завод “Сибсталь” функционировал, мы там в конце 80-х — начале 90-х изготавливали полозья. Состав металла, процесс его закалки, необходимые параметры температуры разрабатывали непосредственно специалисты “Сибстали”. Но сейчас завода нет, соответственно и мы остались без металла. Поэтому и обходятся сани недешёво. Удовольствие это, я вам скажу, дорогое. Все материалы для саней приходится заказывать, везут нам их из других регионов, поэтому приходится оплачивать ещё и доставку. Плюс к этому само изготовление саней. В среднем техника обходится в пределах десяти тысяч евро. Делают сани в течение двух месяцев, а вот если говорить уже о высоком классе, то процесс изготовления таких саней может занимать более полутора лет.
— Экипировка, полагаю, тоже обходится в копеечку?
— Весь комплект — в пределах двух тысяч евро. Но закупается и инвентарь, и экипировка за счёт Академии зимних видов спорта, помогает в этом плане и министерство спорта края.
— А насколько популярен у нас в Красноярске санный спорт?
— В школе обучается 120 человек, помимо этого у нас же ещё есть бобслей и скелетон. Заниматься санным видом спорта можно начинать с 10-12 лет. Мы практикуем набор детей с десяти лет. А вот немцы вообще тренируют шестилетних ребятишек, иногда ещё младше. Сначала у них проводится тестирование малышей, а потом уже те, кто прошёл отбор, приступают к занятиям.
— Брать шестилеток в саночники — дело рискованное. Всё же велик риск получения травмы. А помните трагедию на Олимпиаде в Ванкувере, когда на трассе разбился грузинский саночник Нодар Кумариташвили?
— Санно-бобслейный комплекс в Уистлере, который был возведен специально к Играм, считается одной из самых скоростных и опасных трасс. В Сочи трасса хорошая, она пригодна для тренировок, как взрослых, так и молодых спортсменов. И главное, там можно готовить саночников высокого класса. А риск травматизма у нас высок, как и в любом другом виде спорта. Да, падения бывают, но когда спортсмен падает в желобе, удары приходятся вскользь, так что, как правило, в этом случае саночники отделываются синяками. В прошлом году на чемпионате России Денисьев и Антонов упали во время командной гонки, получили только синяки, правда, заживали они долго. Скорость была слишком высокая, переваливала за 150 км/час, поэтому при падении лёд их немного обжёг.
— По поводу такой запредельной скорости бытует мнение, что только в санном спорте спортсмены зачастую не могут видеть, куда они едут. Насколько оно соответствует действительности?
— Это не так, трассу видно очень хорошо, чувствуешь лёд, знаешь каждый поворот и сантиметр трассы. Вкатываешься в вираж, и все мысли только об одном — о выходе из него, о том, какая будет траектория. От неё, между прочим, и скорость зависит: её нарастание или потеря.
— Сейчас появилось много трасс с искусственным льдом. Он лучше натурального?
— Нет, не лучше. Просто практически все трассы, на которых приходится ребятам выступать, с искусственным льдом. Исключение — трасса в Санкт-Мориц, там лёд натуральный, и он отличается от искусственного по своей структуре, не такой гладкий получается. Поэтому управлять санями и проходить такую трассу нужно совсем иначе. В нашей стране все трассы, кроме сочинской, делались в 70-80-х годах без искусственного наморожения, естественно, они уже устарели, ни них тяжело ездить на больших скоростях, более того, они и не предназначены для таких скоростей. Да и техника уже другая стала.
— Александр Александрович, Вы в своё время входили в десятку сильнейших саночников страны. Расскажите, какие ещё изменения произошли в санном спорте с той поры?
— Как я уже говорил, усовершенствовались сани, в частности аэродинамика, сани теперь более обтекаемые, они стали быстрее, тяжелее. При их изготовлении используются новейшие технологии. Изменилась экипировка. Раньше комбинезоны шили из очень скользкой ткани, теперь это ластик. Такой материал позволяет снижать скорость. Ну и правила соревнований тоже стали другими.
— А что с весом спортсменов?
— У нас ребята выступают разные, есть те, кто весит сто килограммов, восемьдесят и так далее. Вес зависит от возраста. Александр Денисьев летом весил сто килограммов, сейчас стал 98. У Антонова вес 78 килограммов, он — второй номер, поэтому должен быть чуть легче своего напарника, чтобы первому было легче лежать, опять же видимость улучшается. Для динамики это хорошо, и пилоты в санях смотрятся при такой разнице в весе эстетично.
— Вернёмся немного назад, к технологиям усовершенствования саней. В 80-е годы немецкие саночники применяли запрещенное правилами устройство для подогрева металлических полозьев саней. Когда перед стартом измеряли их температуру, то никаких отклонений не было. Стоило же спортсмену поставить сани на лёд, как срабатывало реле, и полозья начинали нагреваться. Естественно, эти сани уже со старта не то что ехали, а летели. Скажите, каким образом проверяют технику перед серьёзными стартами, такими как кубок мира, Олимпиада?
— Действительно, в те годы немцы мудрили с техникой, но на глаз это не определишь, сани же распиливать не будешь. А никаких приборов, просвечивающих полозья и корпус насквозь, нет. Поэтому существует специальный технический контроль, где сани спортсменов, вошедших в тройку лидеров по итогам состязаний, сразу же после финиша изымаются. Их специалисты разбирают на детали и внимательно смотрят, чтобы не было ничего запрещенного. А вообще перед всеми заездами измеряется температура полозьев, она должна соответствовать регламенту и зависит от температуры воздуха.
— В санном виде спорта важное значение имеет очерёдность старта, ведь с каждым заездом качество льда ухудшается. Кому, под каким номером стартовать определяет жеребьёвка?
— Сначала во внимание берётся рейтинг спортсмена, десятка сильнейших проходит жеребьёвку в первую очередь, затем уже эту процедуру проходят все остальные. Так что кому как повезёт.
— Будем надеяться, что и нашим ребятам повезёт.
— Вы знаете, я сейчас так переживаю за них, ведь стопроцентно в олимпийскую сборную они пока не попали. Всё решится на Кубке мира в декабре. Так что зажму кулаки и буду ждать, надеюсь, что мечта любого спортсмена — стать участником Олимпиады — у Александра и Владислава сбудется.
Досье:
Осипенко Александр Александрович — тренер по санному спорту СКГАУ “Академия зимних видов спорта”, мастер спорта России. Входил в состав молодёжной сборной команды страны, был победителем и призёром чемпионатов России, Кубков федерации России на одноместных и двухместных санях, бронзовым призёром Кубка мира на двухместных санях.
С 2010 года Александр Александрович является тренером молодёжной сборной команды России по санному спорту. Под его руководством двухместный экипаж — Беднов Ростислав/Осипенко Роман — неоднократно становились победителями и призёрами. Двойка Денисьев Александр/Антонов Владислав — победители первенства Европы,чемпионата мира.