Новости

Когда в Красноярске появится авиахаб

Когда в Красноярске появится авиахаб

Без пассажиров не взлететь

«На X экономическом форуме, прошедшем в феврале этого года, было подписано соглашение о создании пассажирского и грузового хаба на базе аэропорта Емельяново. Интересно, на каком этапе реализации этот проект находится сейчас. Однако развитие авиаузла - полдела. Также, считаю, необходимо открыть железнодорожное сообщение между краевым центром и аэропортом.

С уважением, Пискунович Владимир Павлович».

Соглашение о развитии красноярского авиатранспортного узла было действительно подписано 15 февраля на X Красноярском экономическом форуме. Под этим стратегическим документом свои визы поставили глава ХК «Интеррос», генеральный директор ОАО «ГМК «Норильский никель» Владимир Потанин и председатель Совета директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг. Собственно говоря, они и взяли на себя финансовые обязательства по превращению красноярского аэропорта в современный авиаузел. Управляющая компания «Интерпорт», входящая в «Интеррос», займётся грузовым комплексом аэропорта. Компания будет оказывать услуги по обработке грузов, оснащать комплекс перронной техникой и специальным оборудованием. Как предполагают в «Интерпорте,» мощность грузового комплекса будет расширена исходя из динамики роста грузопотока. Управляющая компания «Аэропорты регионов», входящая в «Ренову», проинвестирует строительство, а в дальнейшем будет эксплуатировать новый пассажирский терминал «Емельяново».

- До конца 2013 года планируется подписание инвестиционного соглашения развития аэропорта, - резюмируют в ООО «Аэропорт Емельяново». - На данный момент идёт процесс согласования проектной документации в Главгосэкспертизе.

Как заявил на прошедшем X экономическом форуме председатель Совета директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг, на строительство нового пассажирского терминала уйдёт не более трёх лет. «Этот объект спроектирован в рамках разработанного немецкой компанией «Hochtief Airports» мастер-плана развития аэропорта до 2030 года, - рассказывают в компании «Аэропорт Емельяново». - Терминал с пропускной способностью до 3,5 миллиона пассажиров в год спланирован в концепции «путешествие без стресса», что предполагает высокий уровень удобства для пассажиров. Проектом предусмотрено увеличение зоны предполётного контроля и зоны выдачи багажа, а также проведение реконструкции привокзальной площади».

По замыслу проектировщиков, после воплощения планов в жизнь красноярский аэропорт станет аэровокзальным комплексом европейского образца - класс С аэропортового уровня обслуживания по классификации ИАТА (Международной ассоциации воздушного транспорта).

Отметим, о необходимости строительства нового аэропорта, вернее даже мультимодального авиационного хаба, в Красноярске говорят уже не первый год. Однако дальше разговоров дело, как правило, не идёт. И, как констатируют эксперты, полноценного международного мультимодального хаба краевому центру в ближайшее время, скорее всего, не видать. Федеральные власти чётко дали понять, что деньги на воплощение грандиозных планов в жизнь Красноярску не дадут. Наш край не включён в программу развития аэропортов. А инвестиции «Реновы» и «Интерроса», которые получит наш аэропорт по соглашению, подписанному в феврале, помогут лишь в модернизации аэропорта, но никак не в превращении его в мультимодальный хаб.

Столичные эксперты давно высказали свой неутешительный вердикт по отношению к инвестиционному проекту мультимодального транспортного узла на базе красноярского аэропорта (суть его - строительство удобного перевалочного пункта, позволяющего максимально эффективно перебрасывать грузы с северо-востока России в её европейскую часть или, наоборот, с запада на юг - к «азиатским странам-тиграм»). Они не уверены, что через несколько лет миллионы китайцев и тонны грузов из Поднебесной будут добираться до Европы именно через Красноярск. В общем, бюджетное финансирование планов по развитию красноярского аэропорта нашему городу не светит.

Да и может ли Красноярск претендовать на роль крупного авиаузла? Самый крупный хаб в мире - международный аэропорт Хартсфилда-Джексона города Атланты обслуживает в год более 90 миллионов человек. Пассажиропоток московского авиаузла, куда входят Домодедово, Внуково и Шереметьево, за 2012-й составил 64,1 миллиона. В то же время за прошлый год услугами аэропорта Емельяново воспользовались 1,9 миллиона пассажиров. «Что составило 116 процентов по отношению к 2011-му и стало историческим максимумом пассажирских перевозок для красноярского аэропорта, - говорят в компании. - Такое количество пассажиров аэропортом обслужено впервые». По итогам этого года красноярский аэропорт обслужит не менее двух миллионов человек. И по самым оптимистичным прогнозам, красноярский аэропорт к 2030 году достигнет планки в 3,5 миллионапассажиров.

Очевидно недостаточное количество людей, пользующихся услугами красноярского аэропорта, как раз и ставит крест на многих инвестиционных проектах по развитию красноярского авиаузла. Взять, к примеру, железнодорожное сообщение между краевым центром и аэропортом. Проект строительства скоростной магистрали сам по себе привлекателен. Периодически этой идеей интересуются частные инвесторы. Но, констатирует начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт, к сожалению, существующего пассажиропотока недостаточно для загрузки такой железнодорожной ветки, затратный проект просто не окупится. Между тем эксперт не исключает, что скоростная железнодорожная ветка протяжённостью 40 километров между Красноярском и аэропортом Емельяново всё же может появиться. «Если наш город будет признан столицей зимней студенческой Универсиады, то строительство такой ветки возможно на условиях государственно-частного партнёрства», - считает Владимир Гарольдович.

Собственно говоря, без серьёзных финансовых вложений в развитие красноярского аэропорта и точно выверенной стратегии пассажиро- и грузопоток не увеличить. В то же время, как показывает мировой опыт, не всегда выбор площадки для строительства хаба зависит от размеров населённого пункта, к которому он привязан. Канадцы в своё время сделали ставку на аэропорт небольшого города Виннипега (население чуть больше 600 тысяч человек). И сегодня это настоящий международный хаб, один из немногих круглосуточно работающих аэропортов в Канаде. На него приходится треть грузооборота всей североамериканской страны.

Пассажиропоток красноярского аэропорта Емельяново (млн пассажиров)

2008 год - 1

2010 год - 1,3

2011 год - 1,6

2012 год - 1,9

2013 год (прогноз) - 2

2030 год (прогноз) - 3,5

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА