Новости
Электронное правительство - монстр или помощник?
Споры о «Старшем брате»
Разумеется, это тавтология, но, тем не менее, правительство меняет подходы к электронному правительству. В этой связи следует воспринимать и несколько неожиданное заявление премьера Дмитрия Медведева о необходимости уменьшить количество электронных услуг на государственном портале. Шаг назад? Или просто изменение концепции? Наконец, насколько мы продвинулись в создании электронного правительства не для галочки, а с точки зрения удобства граждан?
- Электронное правительство, - это не модная новинка, а инструмент, необходимый в XXI веке, - комментирует ситуацию эксперт в сфере общественных проектов в Интернете Алексей Бабий. - Но между идеей и реализацией этой идеи у нас, как всегда, большая разница. Предполагалось, что электронных услуг у нас будет несколько десятков тысяч. На деле - в разы меньше. При этом 90 процентов не работает. Но здесь есть два пути. Можно трезво оценить сложившуюся ситуацию и развивать это направление дальше, попутно исправляя огрехи. А можно сказать: «Не работает? Уберём».
На самом деле, поясняет руководитель управления информатизации и связи администрации Красноярска Андрей Карасёв, количественный рост услуг, оказываемых в электронном виде, породил ряд проблем.
- Во-первых, в огромном перечне человеку трудно разобраться и найти то, что ему нужно сейчас, отмечает он. - Это - решаемая проблема. Нужно выстроить чёткую структуру услуг по критериям востребованности. А для этого - проанализировать, куда, зачем и с какой частотой обращаются граждане. Во-вторых, и это парадоксально, некоторые услуги проще получить в привычном бумажном виде, нежели в новейшем формате информационных технологий. А причина в том, что технология оказания электронной услуги недоработана, нет полного комплекса от подачи заявки до получения нужного результата. Внедряя механизмы электронного муниципалитета, мы, естественно, столкнулись с теми же проблемами. Но они решаемы. Мы, например, пошли по пути разбиения сервисов по жизненным ситуациям.
Председатель Гражданской ассамблеи Красноярского края Алексей Менщиков не противник информационных технологий. Но…
- Я думаю, что главное - люди, - говорит он. - Этому меня научили ещё в армии. После ночного марш-броска наш командир всегда начинал с подсчёта людей. А потом уже выяснял, не растеряли ли мы по дороге что-нибудь из технических средств. К чему этот пример? Конечно, электронное правительство полезно: сокращаются очереди, уменьшается необходимость общения с чиновниками, то есть коррупционная составляющая. Но не дай нам бог дойти до того, что власть будет общаться с народом только через Интернет и монитор компьютера. Потому что где гарантия, что через какое-то время нами не будут управлять роботы…
Электронное правительство не должно быть информационным монстром, созданным чиновниками для реализации указаний чиновников.
- Ситуация, когда «Старший брат» наблюдает за нами, замечательно описана в классических антиутопиях XX века у Оруэлла, Хаксли, Замятина, - согласен политолог Александр Чернявский. - Действительно, незащищённость человека, его персональных данных в сети Интернет - проблема сегодняшнего дня, и, я думаю, в ближайшие десятилетия она будет только нарастать. Но другое дело - электронные услуги. Я сам пользуюсь ими и знаю, что это достаточно удобно. Но меня смущает другое. Огромные расходы государства на внедрение механизмов электронного правительства и несопоставимо малый результат в виде пользователей этих услуг.
Думается, именно эта проблема и породила у государства необходимость пересмотреть подход к виртуальным сервисам в частности, и к электронному правительству в целом. Но, поясняет Андрей Карасёв, речь не о сокращении количества услуг, а об их оптимизации именно с точки зрения улучшения доступности. Эта проблема характерна не только и не столько для электронного правительства, столько для Интернета в целом. Очень трудно в море информации найти именно ту, которая тебе нужна. Всё это пытается учесть новый проект концепции электронного правительства, разработанный Минкомсвязи.
А пока рождаются новые концептуальные документы, наступил период межвременья - прежний подход к созданию электронных правительств в регионах и муниципалитетах устарел, нового пока нет. Именно в это смутное время в Красноярске состоялась конференция АСДГ «Электронный муниципалитет».
Несмотря на некоторое «затишье», связанное с пересмотром приоритетов на федеральном уровне, обсуждение получилось содержательным. Хотя бы потому, что темпы внедрения механизмов электронного правительства в сибирских городах и весях очень различны. Красноярск в этом смысле достиг многого. По оценке Андрея Карасёва, сегодня у нашего города в этом направлении всего два конкурента, но очень серьёзные: Новосибирск и Екатеринбург. Естественно, есть чем поделиться с другими участниками конференции. Но главным итогом подобных форумов является выработка согласованного мнения участников по важным вопросам, касающимся нормативного регулирования. Эти решения направляются в профильные ведомства правительства РФ. Не всегда, правда, ведомства реагируют быстро, но капля камень точит. К примеру, наконец, начала решаться острейшая проблема отсутствия телекоммуникационной инфраструктуры на севере края, в частности в Норильске. Начаты работы по прокладке в этот северный город оптоволоконной линии связи.
Думается, никто не намерен повесить замок на портал госуслуг и распустить электронные муниципалитеты. Прогресс не остановишь. Ведь само пространство улиц и площадей Красноярска всё более насыщается невидимыми битами и байтами информации. Речь, естественно, о предоставлении услуг бесплатного доступа в Интернет по технологии wi-fi. Сегодня в этом проекте участвуют уже девять красноярских компаний, количество точек доступа превысило пять сотен, а радиус покрытия каждой - 100-150 метров.
Что же касается опасений, что мы так или иначе будем захлёстнуты информационной волной, то подобные опасения всегда сопровождали технологическое развитие. Когда-то ведь футурологи всерьёз полагали, что развитие автомобильного транспорта приведёт к тому, что у людей атрофируются нижние конечности. Здесь, очевидно, нужен взвешенный подход - всё не должно превышать меру разумного. Хотя зачастую мы сами и переступаем эту меру.
- Гуру в области прогнозирования развития технологий, Станислав Лем, - говорит Андрей Карасёв, - сформулировал одно из главных отличий человека и робота. Объём информации, воспринимаемый человеком, - конечен. Мозг, при всей его огромной ёмкости, не дополнишь микросхемами памяти. А значит, и у информационных технологий должен быть предел. И когда мы видим ролик о дне рождения подростков, где никто не разговаривает, а все молча и беспрерывно жмут на гаджеты, то это не может не настораживать. Технологии удобны, но они ни в коей мере не должны заменять живое общение.
С другой стороны, удобство сервисов, которые недавно казались экзотикой, оценили уже многие. Удобно передавать показания счётчиков по телекоммуникационным сетям. Удобно дистанционно оплачивать услуги. Анализ по Красноярску показывает, что горожане оценили преимущества электронной приёмной главы города: количество обращений здесь стабильно растёт. Всё большую популярность набирает электронная запись на приём к врачу, и в ближайшей перспективе количество записавшихся дистанционно превысит число тех, кто по старинке идёт с раннего утра в регистратуру. А уж запись на получение загранпаспорта - не просто популярна, а суперпопулярна.
И с этой точки зрения смысл высказывания премьера Дмитрия Медведева очевиден: электронное правительство не должно быть информационным монстром, созданным чиновниками для реализации указаний чиновников. Оно должно быть нужным гражданам России.