Новости
Тайные нити пассажирских перевозок в Красноярске
Эти люди незримо присутствуют в каждом автобусе
Когда говорят о работниках общественного транспорта, мы в первую очередь вспоминаем о кондукторах и водителях. Каждый день, заходя в салон маршрутного автобуса, трамвая или троллейбуса, мы ожидаем вежливого обращения от первого и безопасного вождения от второго.
На этом основные требования горожан к общественному транспорту вроде бы заканчиваются. Тот факт, что автобус должен быть исправен, а ожидание заветного маршрута не должно затягиваться надолго, воспринимается уже как должное. И это в принципе правильно. Но за этими само собой разумеющимися вещами скрывается каждодневный труд специалистов, которых мы и в глаза-то не видим.
- Ни один крупный мегаполис не обходится без диспетчерской службы, которая контролирует и направляет работу всего пассажирского транспорта города, - говорит Игорь Ким, исполняющий обязанности заместителя главы города - руководителя департамента транспорта администрации Красноярска. - В нашей диспетчерской службе работают опытные специалисты, хорошо знающие город и специфику профессии. Поэтому День работников автомобильного и городского пассажирского транспорта, который мы отмечаем сегодня, тоже их праздник.
Накануне этого дня журналисты «Городских новостей» встретились со старшим диспетчером центральной диспетчерской службы Людмилой Яковлевой, которая поделилась с нами секретами профессионального мастерства работников невидимого большинству жителей фронта.
На этой должности наша героиня трудится более четверти века. За столь немалый срок она стала свидетелем кардинальных перемен в транспортном организме Красноярска - от увеличения количеств маршрутов на улицах города до полного изменения технического оснащения. Сегодня всё компьютеризировано, а десятилетия назад главными рабочими инструментами диспетчера были пишущая ручка, да разлинованная тетрадь, в которую заносили данные по движению того или иного маршрута.
- Это сейчас мы используем ГЛОНАСС для отслеживания в реальном времени каждого автобуса, находящегося на маршруте, - говорит Людмила Михайловна. - Когда я только устроилась на работу, у нас с автобусами была так называемая индуктивная связь. В определённых местах города стояли вышки с установленными на них индуктивными кольцами. Автобусу нужно было подъехать под это кольцо, чтобы установить контакт с диспетчерской. Если нужно, то водитель из этого места мог дать или получить голосовое сообщение. Но, по сути, вышка с кольцом являлась контрольной точкой, через которую диспетчерская служба получала данные о времени прохождения конкретной машины в конкретном месте.
Сегодня всё компьютеризировано, а десятилетия назад главными рабочими инструментами диспетчера были пишущая ручка да разлинованная тетрадь, в которую заносили данные по движению того или иного маршрута.
Впрочем, несмотря на довольно скромное техническое оснащение, четверть века назад работать диспетчеру было легче, чем сегодня, признаётся Людмила Яковлева. Ведь пробок тогда не было. Сейчас, когда на улицах часто бывают заторы и на одном перекрёстке могут скопиться сразу несколько автобусов одного маршрута, приходится в ручном режиме регулировать периодичность выезда с конечных остановок следующих машин.
Хотя и были времена, когда за автобусами на дорогах никакого контроля не было. Это произошло, когда индуктивная связь устарела и была демонтирована, а спутниковая ещё не пришла. Тогда пришлось большую часть диспетчеров сократить, их оставалось очень мало (сейчас их гораздо больше - в трёх сменах работают 42 специалиста). Единственное, о чём могла доложить диспетчерская служба, - количество работающих в городе автобусов.
- Благодаря современным технологиям сегодня мы чётко контролируем происходящее в системе городского пассажирского транспорта, - продолжает свой рассказ Людмила Яковлева. - Без нашего вмешательства жители сразу же почувствуют неудобства. Например, водитель подъезжает к конечной, и, по идее, у него сейчас должен быть обеденный перерыв. Но он только что простоял в пробке, задержался, и по графику должен уже снова выезжать на линию. Однако он живой человек и должен принять пищу, отдохнуть, тем более что от состояния водителя зависит безопасность пассажирских перевозок. В этой ситуации задача диспетчера - оперативно найти другой автобус, который вместо выбившегося из графика коллеги отправится в город. А так как диспетчер на своём компьютере видит, как двигаются автобусы, где дороги забиты, а где свободны, он может прогнозировать возникновение таких ситуаций и принимать соответствующие меры заранее.
Надо сказать, что работа диспетчера весьма специфична, требует много внимания, усидчивости, умения быстро принимать решения. Для непривычного человека сложность составит и рабочий график этих специалистов. В смене - 14 диспетчеров, которые трудятся с шести утра до полуночи - всего 18 часов. Рабочий график - один день через два выходных. При такой длительности смены предусмотрено два больших обеденных перерыва и несколько коротких, 15-минутных.
Рабочий день старшего диспетчера продолжается дольше, чем у его подчинённых - ровно сутки. После этого он также имеет возможность отдохнуть в течение трёх дней. В это время работают другие смены. По словам Людмилы Яковлевой, ночь на работе для неё - особая пора.
- Для меня это возможность расслабиться, переобуться из туфлей в домашние тапочки, сменить гардероб на менее формальный, - поделилась с «Городским новостями» старший диспетчер. - Отдышавшись, я могу спокойно завершить все дела, подбить статистику, сверить количество выполненных рейсов. Это тоже важная часть работы, без проведения которой тонко настроенный механизм пассажирских перевозок со временем попросту расстроится.