Новости
Душа на кончиках пальцев
Где живёт вдохновение
Тёплые пальцы легли на абстрактный рисунок незнакомого человека. Я закрыла глаза и почувствовала, как по телу потекли разноцветные краски. Вот янтарные блики солнца, а вот кармин красных кленовых листьев, снег голубоватых оттенков, ноябрьское серое небо, глаза чайного цвета близкого человека… Я пальцами почувствовала разноцветие мира…
В Красноярской краевой специальной библиотеке инвалидов по зрению в рамках конференции «Стратегия развития спецбиблиотек для слепых в условиях постиндустриальной экономики» состоялась творческая встреча и мастер-класс незрячих художников из Санкт-Петербурга с читателями. Встреча предваряла открытие выставки, которую библиотека организовала совместно с Санкт-Петербургской студией изобразительного искусства незрячих художников. В экспозиции представлены более 50 работ: члена Союза художников Санкт-Петербурга (секция графики) Олега Зиновьева, Александра Нехорошева, Анны Кунаевой, Яны Лисиной и многих других.
Одним из важных моментов творческой встречи стало живое общение. Слушатели были восхищены рассказом о том, как люди, потерявшие зрение, сначала теряли надежду, а потом находили себя в творчестве. Каждый прошёл нелёгкий путь своего становления.
Мероприятие получилось очень интересным и полезным. Зрители задавали множество вопросов, обеспечивая тем самым обратную связь. На экране демонстрировались работы живописцев, скульптуры и другие произведения искусства. Организаторы выставки привезли с собой много работ, чтобы посетители смогли посмотреть и убедиться, что творчество слепых художников - это не вымысел.
Лично меня поразило разнообразие техник - это рисунок пластилином, мелками, цветными карандашами и гелиевыми ручками, тиснение по фольге, резьба по линолеуму. Впечатлило процарапывание рисунка иголкой на чёрной фотобумаге, картины, выложенные бисером, композиции, связанные из ниток, и многое другое. Думается, что взглянуть хотя бы раз на подобные работы было бы полезно всем, чтобы понять, где живёт вдохновение, каким образом можно видеть мир и что искусство незрячих - это не дилетантство, а профессиональный творческий полёт.
На встрече одновременно с повествованием о работах художников проводился наглядный мастер-класс. Питерский художник Александр Нехорошев на глазах у зрителей рвал на кусочки цветную бумагу и на белом листе ватмана выкладывал из них картину. Из беседы с ним удалось узнать, что он по образованию психолог и массажист. Это чувствуется в создании картин - блестящая работа мелкой моторики рук и как итог - филигранность созданного на наших глазах рисунка. Александр отметил, что подобную технику может освоить абсолютно любой человек, она исключает понятие «ошибка», её нельзя испортить. Эту технику можно воспринимать не только как инструмент создания картин, но и как элемент своеобразной арт-терапии, которая, с одной стороны, развивает мелкую моторику, а с другой - открывает в человеке новые грани без ущерба для личной самооценки. Такой работой очень легко заразиться. Разговаривая с художником, я совершенно неосознанно рвала кусочки бумаги и клеила их на его картину. Позже живописец показал мне свои работы, выполненные в иной технике. Это рисунки карандашом, ручкой, чернилами. Глядя на них, может показаться, что они несут на себе печать детского наивного творчества. Однако наличие чётких геометрических форм говорит о том, что сделано это профессионалом, повторить подобное - сложно, если не владеешь соответствующими навыками.
Покидать творческую встречу было непросто: столько всего хотелось спросить, узнать, стольким восхититься… Как известно, искусство должно в какой-то мере искушать. И я впервые в жизни почувствовала искушение. Если раньше произведения искусства были для меня дыханием времени, творческим монолитом, музейной статичностью, поводом для восхищения, то сейчас я поняла, что творческий процесс происходит со мной, здесь и сейчас, что в пальцах этих людей живёт душа, которая сообщает мне о чём-то близком и понятном. А искушение состоит в том, что хочется самому попробовать сделать что-то подобное, научиться познавать глубины мира при помощи искусства.