Новости

Как воспитывать ребёнка?

Как воспитывать ребёнка?

Математика и стыд

Законопослушный, толерантный, вежливый патриот. Как вырастить такого гражданина, расскажут авторы проекта Национальной стратегии развития и воспитания. Документ обещают подготовить до конца года. Независимые эксперты согласны с тем, что подрастающее поколение воспитывается, «как придётся». Но вот сможет ли решить проблему очередной свод рекомендаций?

  • Вспомните, мы росли во дворе, каждый день подвижные игры - классики, «выжигало», «резиночка». Все они развивали ловкость, меткость и, самое главное, умение быть в команде, - говорит Марина Малышева, директор школы № 86, депутат Красноярского городского Совета. - Про индивидуальность личности никто не говорил, мы росли все вместе. Потом изменились представления о том, как надо воспитывать детей. И в результате мы вырастили не индивидуальностей, а индивидуалистов…

Новую общественно-государственную систему воспитания детей и хотят предложить авторы стратегии. «Она будет обеспечивать социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение подрастающего поколения», - пояснили в Министерстве образования и науки РФ.

Авторы проекта стратегии отмечают, что в документе будут прописаны рекомендации для семей, системы образования и общественности. И добавляют, что после подготовки концепции появятся правительственные и ведомственные акты, регламентирующие сферу воспитания.

Уже известно, что в стратегию войдут три группы вопросов. Во-первых, нас должны научить формировать у подрастающего поколения российскую гражданскую идентичность, культуру, толерантность. Во-вторых, правильное воспитание должно снизить уровень детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности. В-третьих, в стратегии будет особый раздел о расширении сети детских и юношеских творческих объединений, лагерей труда и отдыха, развитии разнообразных форм туризма и краеведения.

  • Пока я не видел содержания стратегии, оценить её эффективность не могу, - говорит Александр Негруцкий, директор Красноярского кадетского корпуса им. А. И. Лебедя, депутат Красноярского городского Совета. - Но очевидно то, что современных детей воспитывают плохо. Идеологии, основы нет никакой, каждый занимается воспитанием своего ребёнка как умеет и как может. Необходимо учить воспитывать.

Самый главный вопрос - может ли один документ научить всех, как воспитывать детей?

  • Ответить на него непросто, бесспорно, нужно что-то делать в этом направлении, - считает Марина Малышева. - И сегодня существуют различные документы - национальная доктрина, образовательные стандарты и так далее, которые предусматривают воспитательный компонент. Но если бы было так просто воспитать честного, добропорядочного, трудолюбивого гражданина…

Марина Михайловна рассказывает, что и раньше были попытки создания глобальных документов, выходили программы гражданского, патриотического воспитания. Но, к сожалению, существуют и другие законодательные нормы, которые, как абсурдно это ни звучит, препятствуют воспитанию детей.

  • Приведу пример. Сегодня нельзя без согласия родителей привлекать ребёнка к трудовой деятельности, - объясняет директор школы. - Но это неправильно. Как привить трудолюбие, если ребёнку запрещено посещать субботники или мыть пол?! Трудолюбие нужно воспитывать. К сожалению, во многих семьях ребёнок моет пол или посуду только когда родители хотят наказать его за что-то. Но труд не должен быть наказанием, он должен быть естественной потребностью. Человек должен получать удовольствие от работы, от того, что он делает доброе дело, только тогда он научиться помогать.

Педагоги с горечью отмечают, что сегодня почти ушла традиция школьных туристических походов. Чтобы вывести детей в лес, нужно получить столько документов, разрешений, согласований, что пока пройдёшь все этапы подготовки, уже идти никуда не хочется.

Ещё одна проблема - гиперопека и гиперзабота со стороны родителей. Раньше никто не жаловался на царапины и разбитые носы, а теперь чуть что - на «разборки» в школу приходят разгневанные мамы и папы, а дети говорят - мои права нарушены.

  • Только силами педагогов проблему плохого воспитания не решить, - говорит Марина Малышева. - Известный пример: в какой рассол поместишь огурец, таким на вкус он и получится - солёным, острым или сладковатым. Также и для ребёнка большое влияние имеет окружающая его среда. В первую очередь он усваивает нормы поведения и ценности из собственной семьи, именно здесь формируется его нравственный стержень. Ведь Илья Муромец школу не посещал, о программах воспитания гражданственности не слышал, но когда возникла опасность для родной земли, встал с печи и пошёл родину защищать. Потому что патриотизм он впитал с молоком матери. Также и доброту можно воспитать только собственным примером, собственными поступками. Разговорами этого не сделать.

Многие педагоги считают, что советская система воспитания была более результативной, чем та, которая существует сегодня. Современные мамы и папы - дети 1980-1990-х годов прошлого века - времени слома эпох и некого хауса. Они не умеют воспитывать, потому что просто не знают, как это делать.

  • Отбросим коммунистическую идеологию, посмотрим структуру, которая существовала ранее, - предлагает Александр Негруцкий.- Организации, подобные пионерской, созданы и благополучно работают во многих странах мира. Практика показывает, что это удачный пример воспитания ребёнка, формирования его характера, они дисциплинируют, учат жить в обществе. И комсомол - как союз молодёжи, без коммунистической идеи, - тоже очень хорошая организация. Уверен, что общественные организации должны участвовать в воспитании подрастающего поколения.

«Без общей идеологии и национальной идеи подрастающее поколение не воспитаешь. Безусловно, должна быть политика и на уровне страны, края, города, но и на уровне микрорайона, семьи», - отмечает Марина Михайловна.

  • Самый главный вопрос - как заставить родителей воспитывать детей правильно, и в принципе воспитывать их. Ведь обычно стратегии носят рекомендательный характер, наказать за невыполнение их пунктов невозможно, - рассказывает Татьяна Нагишева, начальник отделения по делам несовершеннолетних МУ МВД России «Красноярское». - Что касается вопросов, касающихся борьбы с детской беспризорностью, ещё в 1999 году в стране принят Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В нём детально приписано, как все ведомства - образование, здравоохранение, социальная защита, правоохранительные органы - должны вести работу по этим направлениям. И этот закон действительно работает - отмечается положительная динамика. Особенно показательны последние шесть лет, за это время вдвое снизилось количество преступлений, совершённых подростками.

Татьяна Анатольевна не уверена в том, что нужно прописывать новые правила борьбы с детской безнадзорностью и преступностью в другом документе. По её мнению, пробелов в действующем федеральном законе нет. «Все ведомства слаженно работают, недопонимания нет, - говорит она. - Снижение подростковой преступности - результат действия всех организаций. Но отмечу, что, если в целом стратегия будет составлена так же грамотно, как ФЗ № 120, она будет работать». - Михаил Ломоносов говорил, что школа - это математика, грамматика, гимнастика и стыд, - напоминает Марина Малышева. - Время показывает, что эта истина остаётся неизменной. Сегодня мы создаём математические классы, усиленно занимаемся с детьми русским языком. Введены дополнительные часы по физкультуре. Пробел остаётся только в качественном воспитании. И здесь нужно объединить силы всего общества.

Почему из хороших детей вырастают взрослые негодяи?

Родители недосмотрели - 42 %

Государство не занимается воспитанием - 13 %

СМИ демонстрирует примеры плохого поведения - 32 %

Он таким родился - 13 %

Опрос проведён на сайте ГородскиеНовости.РФ

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА