Новости
Глава красноярских кадетов
Сто лет назад Дмитрий Евдокимович Лаппо был одним из самых известных красноярцев. В 1912 году на «Столбах» тренировочный камень у восточной стены Второго Столба был в его честь назван «Лаппо», но нынешнее поколения столбистов об этом уже не знают. В 1995 году годонимическая комиссия Красноярска рекомендовала назвать одну из улиц Центрального района его именем (вот было бы интересно, если бы это оказались улицы Дубровинского или Вейнбаума, расследованием антизаконной деятельности которых Лаппо занимался в 1918 году), но имя Лаппо так и не увековечено в Красноярске. С трудом можно найти и его скромную, забытую могилу на Троицком кладбище.
А это он был в городской Думе инициатором строительства Затона, где впоследствии появились судостроительный и судоремонтный заводы, обустройства набережной Енисея, городского уличного освещения. Дмитрий Евдокимович много сделал для развития образования в Красноярске, был председателем училищной комиссии при городской управе и одним из организаторов «Союза учителей». Любопытно, что в старых энциклопедиях и справочниках главной его публикацией назывались не юридические и этнографические работы, принесшие ему заслуженный авторитет в профессиональной среде, а небольшая брошюра 1909 года «О введении всеобщего образования в Красноярске».
Лаппо был сторонником самой широкой автономии Сибири, это именно он после того как в январе 1918 года Сибирская Областная Дума избрала Временное сибирское правительство, выступил с идеей федеративного государства, за создание сибирского законодательного органа - конгресса Сибири, избрание её президента и принятие сибирской конституции.
В истории отечественной правовой мысли Дмитрий Евдокимович был одним самых крупных специалистов по аборигенному праву. Его работы («Об изучении степного права», «Общественное управление минусинских инородцев», «Степное право и имперский закон» и др.) до сих пор считаются классическими. Даже большевики, уже после арестов, которым подвергался Лаппо, привлекали его к работе как выдающегося правоведа. Он автор «Положения об управлении туруханских туземных племён» 1923 года, законодательно закрепившего особое государственно-правовое обустройство северных народов, разрабатывал Положение ВЦИК «Об управлении туземных народностей и племён северных окраин РСФСР» 1926 года - самый прогрессивный законодательный акт Советской власти в области аборигенного права за всю историю. Ещё в 1906 году Дмитрий Евдокимович боролся за создание в Томском университете кафедры степного (аборигенного) права народов Сибири. Кафедра так и не появилась. Сегодня в России аборигенным правом занимаются единицы, много лет наше Законодательное собрание не может принять законы об «особом статусе» бывших автономных округов - Таймыра и Эвенкии в том числе и потому, что нет специалистов. В этом смысле работы Лаппо «Туруханский край как особая административная единица» и «К вопросу об управлении Сибирского Севера» никак не потеряли актуальности.
Дмитрий Евдокимович Лаппо родился 19 октября (ст. ст.) 1861 года (в некоторых справочниках ошибочно указывается 1862-й и 1867 годы) в Белице Топольского уезда Могилёвской губернии. Лаппо - белорусская фамилия, происходящая от старых литовских дворянских родов Лаппо. В 16 лет, ещё гимназистом, он вступил в киевскую организацию партии «Народная воля». Учился на юридическом факультете Киевского университета, уже на первом курсе был первый раз арестован за революционную пропаганду среди солдат киевского гарнизона. Проходил по делу киевской организации «Народная воля» и был сослан в Сибирь - сначала в Тобольскую губернию, оттуда переведён в Енисейскую.
Работал мировым судьёй в Минусинском уезде и в Красноярске, председателем Особой комиссии составления списков присяжных заседателей по городу Красноярску и Красноярскому уезду. Несмотря на судейские должности, считался революционером и неблагонадёжным. Но на самом деле активной политической жизнью до 1905 года не занимался - больше научно-исследовательской, работал в архивах, в Минусинском музее, собирал материалы о народах юга Сибири. В большинстве тогдашних сибирских газет (под псевдонимами Кантигров, Кама, Некорреспондент, Павел Очков) публиковал статьи на сибирскую тематику. С началом русской революции 1905 года стал основателем красноярской организации партии народной свободы (кадетов), избирался в городскую Думу, был довольно заметной фигурой общественной жизни, даже основал и возглавил «Общество обывателей и избирателей города Красноярска», читал публичные лекции, считался одним из самых популярных преподавателей мужской гимназии.
Он был из кадетов-областников. И в качестве судьи, и адвоката, и прокурора, и публициста и политического деятеля пытался защищать региональные интересы и интересы коренных сибирских народов. Писал в разные инстанции бумаги о развитии высшего образования в Сибири, об учёте в государственной политике особенностей мироустройства сибирских аборигенов. В короткий период отсутствия цензуры во время революции 1905 года публично выступал против самодержавия. «Усмиритель Сибири» барон А.Н. Меллер-Закомельский, расстреливавший людей без суда и следствия (десятки человек на станции Иланской, например), направил Николаю II специальный рапорт о деятельности Лаппо, расследование длилось долго, но Дмитрий Евдокимович избежал репрессий, хотя и был занесён Меллером-Закамельским в «расстрельные списки».
После Февральской революции 1917 года Лаппо работал членом Красноярского окружного суда, рассматривал дела арестованных при царском режиме (возглавлял специальную комиссию), расследовал деятельность жандармского управления, составлял законодательные предложения о сибирском земстве и сибирском самоуправлении. Резко выступал против усиления большевиков, многих из которых хорошо знал лично. Возглавляемая им партия кадетов выборы в городскую думу проиграла (получили всего девять мест из 83 мандатов), победили большевики, собрав почти половину голосов. Установление Советской власти в Красноярске после падения Временного правительства произошло легко. Но продержалась она недолго - до июня 1918 года. В день её падения Лаппо стал прокурором Красноярского окружного суда.
18 июня 1918 года большевистская власть в Красноярске пала. 6/18 июня 1918 года он становится прокурором Красноярского окружного суда. Дубровинский, Яковлев, Вейнбаум и другие руководители красноярских большевиков были арестованы. Расследование проводил Лаппо. В 1920 году после восстановления Советской власти уехавшего в Иркутск Лаппо самого арестовали и этапировали в Красноярск. Но неожиданно в его защиту выступили все бывшие арестанты-большевики, находившиеся в красноярской тюрьме, когда он за ней надзирал. Специальное заявление в ВЧК отправил также бывший нарком продовольствия и член большевистского ЦК Иван Теодорович.
В заключении по делу Лаппо следователя ВЧК Коновалова говорилось (стилистика документа): «Я, уполномоченный Красноярского губчека, рассмотрев дело за № 420 по обвинению гр. Лаппо Дмитрия Евдокимовича, бывшего прокурора Енисейского окружного суда, в попустительстве и укрывательстве всех белогвардейских бесчинств, творившихся в Красноярской тюрьме. Нашёл, что весь собранный следственный материал представляет собрание показание свидетелей всё дело в защиту гр. Лаппо, установить же преступных актов по существу его обвинить или доказать, не удалось. Гр. Лаппо может быть обвиняем только за своё политическое убеждение, как бывший лидер партии кадетов. Показание же наших товарищей коммунистов, бывших в тюрьме, как тов. Корн, тов. Гоштовский, тов. Дубровинский, тов. Назаренко, тов. Шапиро и тов. Сулаквилидзе, получается впечатление, что если прокурорский надзор находился не в руках Лаппо, то ещё многие сделались жертвою военных властей, жертвою военно-полевых и прифронтовых судов… Гр. Лаппо имел гражданское мужество протестовать против незаконных самочинных действий военных властей, как русских так и иностранных. Из свидетельских показаний видно, что гр. Лаппо спас много работников от расстрела».
То есть сами большевики, несмотря на идеологические разногласия, признавали справедливость и гуманность позиции Дмитрия Евдокимовича Лаппо. По тому делу, переданному в Реввоентрибунал, решения так и не было принято. Лаппо, освобождённый из-под стражи, жил под подпиской о невыезде. В феврале 1931 года заслуженного юриста вновь арестовали красноярские органы ОГПУ, обвинялся он в контрреволюционной деятельности. После 14 месяцев тюрьмы Особое совещание коллегии ОГПУ дальнейшего ходу делу не дало, Лаппо зачли предварительное заключение в качестве наказания и отпустили, хотя и констатировали, что «исправлению не подлежит». По обоим этим делам Лаппо был реабилитирован Красноярской краевой прокуратурой в 1994-м и 1997 годах.
В феврале 1936 года Дмитирий Евдокимович Лаппо скончался.
Из досье Енисейского жандармского управления, справка января 1909 года:
Лаппо Дмитрий Евдокимович, титулярный советник, мировой судья 3-го участка города Красноярска, гласный Красноярской городской думы, член общего присутствия Енисейского губернского правления; председатель училищной комиссии при Красноярской городской управе, преподаватель истории и законоведения в Красноярской мужской гимназии, член общественного попечения о начальном образовании; столп местной конституционно-демократической партии.
В 1888 году г. Лаппо прибыл в административную ссылку в гор. Красноярск как политически неблагонадёжный; здесь давал частные уроки, женился на родной сестре политически неблагонадёжного Петра Семеновича Троицкого (члена Красноярского окружного суда); в 1892 году выбыл из Красноярска в гор. Чистополь, где служил секретарём городской управы; затем вновь прибыл в 1896 году в город Красноярск, отсюда держал при Казанском университете экзамен по юридическому факультету, а по окончании университета вступил в 1898 году секретарем Красноярской городской управы и репетитором детей председателя Красноярского суда Н.П. Еракова. В 1900 году г. Лаппо был назначен добавочным мировым судьёй при Красноярском окружном суде с откомандированием в город Минусинск для замещения мирового судьи 1-го участка Минусинского уезда, а засим утверждён был мировым судьёй. В Минусинске до 1903 года у г. Лаппо письмоводителем состоял отбывший каторжные работы известный политический преступник Феликс Кон (централист) и там же в Минусинске у г. Лаппо была явочная квартира для всех политических ссыльных и местных. В 1903 году г. Лаппо переведён был в город Красноярск мировым судьёй 3-го участка. В революционные дни, в 1905 году, г. Лаппо принимал авторитетное участие во всём движении, а в организации в городе Красноярске учредительного собрания был главным действующим лицом. (Документ приводится по статье А. Арсененко «Вечевое царство».)