Новости
Не ходите в Африку гулять
Обычно пиратам платят выкуп, а русские просто сбежали
В начале октября 30 участникам команды судна «Арктик Санрайз», принадлежащего «Гринпис», было предъявлено обвинение в пиратстве. Поводом стала несанкционированная акция на платформе «Приразломная» в Баренцевом море. Зелёных обвинили в морском разбое, пригрозив длительным тюремным заключением. Позже, правда, экзотическую статью изменили, инкриминировав экологам банальное хулиганство.
Вообще-то для нас, сухопутных сибиряков, такое явление, как морской разбой, кажется чем-то запредельно далёким, практически невозможным. Для нас пиратство, скорее, это воровство из Интернета. Но на самом деле захват кораблей - одна из процветающих преступных отраслей. И попасть в лапы настоящих современных флибустьеров, чьему оснащению позавидовал бы сам легендарный капитан Флинт, может каждый любитель экзотических путешествий.
По российскому законодательству, пиратство - это нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершённое с применением насилия либо с угрозой его применения. От родственного ему разбоя этот вид преступного промысла отличает, образно говоря, водный характер. При этом за те же действия на суше положено меньшее наказание, нежели за нападение на море или реке, - но максимум составляет 15 лет тюремного заключения. В других станах законы более суровые. Например, в США за пиратство предусмотрено наказание вплоть до пожизненного заключения или смертной казни. А вот единых международных подходов, как и законов, по которым можно было бы судить последователей Флинта и Моргана, так и не выработано. Поэтому все уголовные процессы, направленные против пиратов, относятся к внутригосударственным уголовным процессам - где поймали, там и наказали, а то и вовсе отпустили. И это странно, учитывая масштаб бедствия.
Согласно последним данным Международного бюро по судоходству и мореплаванию (International Maritime Bureau), только в первые три месяца 2011 года в мире произошло более 140 нападений пиратов, из них почти сотня пришлась на Аденский залив, где орудуют сомалийцы. Корабли захватываются отнюдь не ради присвоения содержимого трюмов, как это делали пираты времён Моргана. На борту захваченных грузовых кораблей имеются не очень интересные простому сомалийцу грузы. Ну, зачем ему, скажем, несколько десятков тысяч тонн нефти или такое же количество железной руды? Пират хочет, чтобы владелец судна выложил кругленькую сумму за свою собственность, а также экипаж и пассажиров корабля. В мае 2011 года сомалийские пираты удерживали около 480 моряков и 50 судов в ожидании выкупа.
- Морское пиратство эпизодически встречается в разных местах, но главный район, где столкнуться с ним можно чаще всего, это, конечно же, Африканский рог - полуостров на восточной оконечности Чёрного континента, омываемый водами Индийского океана и Аденского залива, - рассказывает аналитик Сергей Комарицын. - Занимаются этим в основном сомалийцы. Остановить их некому - в Сомали давно нет никакой власти, да и как государство эта страна давно не существует. Относительное спокойствие и стабильность в этом регионе наблюдалось в 70-е годы XX века, когда Сомали было ориентировано на Советский Союз. Здесь даже находилась советская военная база, которую в одночасье пришлось бросить, когда в 1977 году началась война с Эфиопией. На сегодняшний день это земля, где нет никакой власти, где нет никакого закона. Там есть разрозненные вооружённые формирования, масса маленьких полуанархических квазигосударственных образований. Поскольку экономики там тоже никакой нет, то элементарный разбой, как и в древние времена, для населения является способом добычи материальных благ. Но в отличие от своих предков сомалийцы имеют современные средства связи, относительно современное вооружение. Это позволяет им захватывать проплывающие мимо чужие корабли.
К словам нашего эксперта добавим, что пираты XXI века оказались в идеальном положении, поскольку в отличие от прошлых веков торговые и пассажирские суда ныне практически беззащитны. Их экипажи не имеют оружия - это запрещено международным морским правом. В лучшем случае у капитана есть пистолет. Уменьшились и экипажи: если в 1950-е годы среднестатистическим танкером управляла команда в 40-50 человек, то ныне - в 15-20. Параллельно с этим исчезли силы, призванные противодействовать пиратству. Военные флоты отвечают только за оборону государства и могут быть привлечены к действиям против пиратов лишь в исключительных случаях. Нынче вам не времена холодной войны, когда акватории всех морей и океанов бороздили советские на натовские суда. В Индийском океане в 1998 году находилось наполовину меньше военных кораблей США, чем в 1991 году. Сейчас их и того меньше, зато куда больше пиратов.
Именно поэтому Сомали, куда туристы практически не заглядывают, не единственная зона рискованного путешествия. На карте много и других горячих точек: Гвинейский залив, Малаккский пролив, Южно-Китайское море, а также порты Бразилии (Сантос, Рио-де-Жанейро) и Венесуэлы, Карибское море, порты Бангладеш. Орудующие там пираты имеют скоростные лодки и катера, оружие, средства связи. Всё это делает их промысел ещё более эффективным и привлекательным для новых участников.
Явление растёт и ширится, а поэтому так или иначе рискуют все, кто отправляется в Африку, Индонезию, Таиланд или в солнечную Бразилию, как за приключениями, так и по долгу службы. Например, в 2008 году в Нигерии в лапы пиратов попали россияне - сотрудники алюминиевой компании «Русал». Флибустьеры захватили их в ходе нападения на посёлок, в котором проживали сотрудники российской компании, работающие на алюминиевом заводе Алскон. После нескольких месяцев плена нашим соотечественникам всё же удалось бежать. Но так везёт не всем.
Вообще эксперты выделяют три типа современных пиратских формирований. Первую группу составляют обычные преступники, которые совершают примитивные операции, например, что-либо крадут. Ко второй категории относят членов организованных криминальных сообществ, проводящих сложные операции и разумно распоряжающихся похищенным. Традиционно считается, что такого рода пираты особо многочисленны в Юго-Восточной Азии, некоторые из них входят в состав китайских «триад». Третья группа состоит из представителей полувоенных организаций, иногда имеющих какой-либо официальный статус. Зачастую это вооружённые формирования, которыми руководят полевые командиры, нуждающиеся в постоянных доходах для поддержания собственной власти и контроля над какой-либо территорией. Именно такого рода структуры составляют большинство пиратов Сомали и Индонезии. Иногда они даже мимикрируют, используя патрульные катера, реально принадлежащие или напоминающие суда таможенных служб или ВМФ соответствующих государств. И не факт, что следующим объектом нападения не станет круизный лайнер или мирный российский сухогруз.
Сравнение наказания за разбой и пиратство в соответствии с УК РФ:
Разбой* | Пиратство** | |
Статья УК | Статья 162 | Статья 227 |
Совершено одним человеком | принудительные работы на срок до 5 лет; либо лишение свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трёх лет, или без такового | лишение свободы на срок от 5 до 10 лет |
Совершено группой лиц по предварительному сговору, либо с применением оружия | лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет | лишение свободы на срок от 8 до 12 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 3 лет |
Совершено группой лиц в особо крупном размере с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшим | лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 5 лет | лишение свободы на срок от 10 до 15 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 3 лет |
* Разбой - нападение в целях хищения чужого имущества, совершённое с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
** Пиратство - нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершённое с применением насилия, либо с угрозой его применения.
Основные районы нападений современных пиратов:
Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море:
Малаккский пролив,
прибрежные воды Бангладеша, Таиланда, Филиппин, Индонезии
Восточная Африка:
Аденский залив
прибрежные воды Сомали и Танзании
Западная Африка:
Гвинейский залив
прибрежные воды Сенегала, Ганы, Нигерии, Камеруна, Анголы
Восточное побережье Южной Америки и Карибское море:
прибрежные воды Венесуэлы, Гайаны, Бразилии, Никарагуа
Западное побережье Южной Америки:
прибрежные воды Колумбии, Эквадора