Новости
Отстающие красноярские школы возьмут на «буксир»
Науки требуют пространства
«Слышала, что в Красноярске собираются объединять школы. Из двух школ - слабой и сильной - будут делать некие образовательные центры. Объясните, зачем это нужно, и не получится так, что укрупнение школ снизит высокие показатели передовых учебных заведений? Нина Анатольевна».
Как нам пояснили в главном управлении образования города, говорить о слиянии конкретных образовательных учреждений пока рано. На данный момент проводится аналитическая работа: специалисты изучают, каким школам нужна помощь, а какие способны выступить в качестве буксира для отстающих.
- У нас нет такой цели - укрупнение или слияние школ, - поясняет заместитель руководителя главного управления образования Красноярска Ирина Лютикова. - Создание образовательных комплексов - мера, скорей, вынужденная. Дело в том, что в краевом центре, и это ни для кого не секрет, есть как школы, где учащиеся показывают высокие результаты по разным направлениям, так и учреждения, где показатели далеки от идеальных. Реорганизация - создание образовательных комплексов - поможет нам повысить качество образования в целом и решить проблему малокомплектных школ.
Дело в том, что проектная мощность зданий школ рассчитана на определённое количество детей, которые должны быть задействованы в образовательном процессе. В городе есть школы, где не хватает учащихся, - содержать их невыгодно, так как независимо от количества учеников и педагогов платить за те же коммунальные услуги приходится в полном объёме, при этом часть помещений просто не используются. Также есть учреждения, которые пользуются большой популярностью среди горожан, они, как правило, переполнены: детям и педагогам тесно на имеющихся площадях. Особой популярностью в Красноярске пользуются учебные заведения со статусом гимназии или лицея. Если объединить две школы - более слабую присоединить к престижной, то, во-первых, повысится престиж непопулярного учебного заведения, а во-вторых, можно будет рационально и максимально использовать площади двух зданий. В одном, например, разместить корпус начальных классов и одну-две параллели среднего звена. Второй же корпус отдать под нужды старших учащихся. Там можно оборудовать мастерские, лаборатории, информационный центр с компьютерами и выходом в Интернет и так далее - всё это сегодня необходимо для профильного обучения в старших классах.
Сегодня в городе работают шесть образовательных комплексов. Они появились путём слияния двенадцати общеобразовательных учреждений Красноярска.
- Объединение школ в данном случае позволит расширить спектр образовательных услуг для учеников, у учреждений появится больше возможностей для улучшения материально-технической базы как важного условия реализации новых образовательных стандартов, - продолжает Ирина Лютикова. - Опыт слияния школ, причём положительный, у нас имеется: с 2007 года двенадцать общеобразовательных учреждений города стали шестью образовательными центрами. Как показывает практика, реорганизация такого типа взаимовыгодна: у одних учреждений появляется возможность увеличения разных курсов, в том числе и дополнительного образования, и профильных направлений, а малочисленные школы решат задачу, связанную с сохранением и увеличением контингента учащихся.
Так, например, образовательным центром в 2008 году стал гимназия № 9, расположенная в Железнодорожном районе. К ней была присоединена школа № 83, здание которой признали аварийным.
К зданию гимназии возвели пристройку, чтобы ученикам было не тесно. Сегодня там занимаются старшеклассники.
- Конечно, объединить две школы - дело сложное, - признаётся директор гимназии № 9 Галина Гассан. - У каждого учреждения своя история, свой уклад, своё видение образовательного процесса. У детей разный уровень подготовки… Чтобы всё привести к одному знаменателю, нужно потратить много сил и времени. Но, как показала жизнь, в объедении есть свои плюсы. Сейчас у нас появились новые площади - прекрасная пристройка, куда мы перевели старшую школу, замечательный спортивный комплекс с современным оборудованием. Мы уже давно не делим ребят на своих и пришлых, все теперь они - наши, гимназисты.
Как отмечают в управлении образования, появление новых образовательных центров невозможно без обсуждения с общественностью. При этом будут учтены мнения как педагогического состава, так и родителей учащихся тех школ, которые планируется подвергнуть реорганизации. Кроме этого, одно из условий объединения учебных заведения - они должны находиться неподалёку друг от друга. Никто не будет создать комплекс на базе школы в Черёмушках и, например, лицея в Центральном районе.
Стоить отметить, что объединение школ в образовательные комплексы - всего лишь одна из мер из мер по «подтягиванию» отстающих общеобразовательных учреждений. В городе планируют осваивать и другие варианты «буксира». Например, это создание системы кадровой поддержки более слабых школ - туда будут отправляться учителя-наставники, там планируется проводить мастер-классы ведущих педагогов. Также намечено активное продвижение сетевых и дистанционных форм обучения для учеников - например, когда ребята из одной школы смогут посещать определённые уроки или факультативные занятия другого образовательного учреждения.