Новости
Евгений Меркушев: «Делай добро и бросай в воду»
«Сколько седых волос на моей голове, столько и воспитанников», - шутит Евгений Меркушев, детский тренер по баскетболу СДЮСШОР «Красноярск». За 37 лет работы в спортшколе количество его подопечных давно перевалило за тысячу. Евгений Петрович воспитал более 20 мастеров спорта, среди которых есть и чемпионы, Европы, призёры Универсиады. Его многократно награждали почётными грамотами (в том числе и от министра спорта России), различными знаками.
А недавно Евгений Меркушев стал победителем конкурса «Мой первый тренер» - социальной инициативы международной кампании PwC (PricewaterhouseCoopers) в поддержку тренеров (учителей, наставников) по всей России. Цель конкурса - отметить наставников, посвятивших свою жизнь поиску и воспитанию молодых спортивных талантов, а также привлечь внимание к важности развития института тренерства в России. Конкурс является частью более широкой социальной программы компании PwC в рамках сотрудничества с Оргкомитетом «Сочи-2014». О непростой доле первого детского тренера Евгений Меркушев рассказывает нашим читателям.
Воспитанники постарались
О своём участии в этом конкурсе я поначалу даже и не подозревал. Номинировали меня мои воспитанники. Помню, звонят и говорят: «Евгений Петрович, вы не удивляйтесь, если вам позвонят из Москвы, мы тут вас заявили на участие в конкурсе». Я в ответ: «Ну хорошо, спасибо вам, ребята». Прошло какое-то время, и действительно раздался звонок из Москвы: «Здравствуйте, вы попали в десятку претендентов на победу». Задают мне несколько вопросов, я что-то им отвечаю, а сам думаю: «Когда это было, чтобы сибиряки прорывались, там без меня достойных тренеров хватает».
Кто он - первый детский тренер? В какой-то мере сродни учителю начальных классов. Как педагог учит ребятишек писать, читать, считать, так и первый наставник учит азам техники и тактики, закладывает основы.
И вот в начале сентября, когда я был в Томске на соревнованиях, мне вновь позвонили из Москвы и сообщили, что я стал победителем. Поначалу даже не поверил и, когда вернулся домой, никому об этом не рассказывал. В общем, молчал я до официального опубликования результатов, после которого уже и рассказывать никому ничего не пришлось, все и так узнали, звонили мои бывшие воспитанники, коллеги по работе, поздравляли, радовались за меня.
За победу в этом конкурсе одна из наград - поездка в Сочи на XXII Олимпийские зимние игры. Очень рад такой возможности, поскольку люблю многие зимние виды спорта. В Сочи я пробуду четыре дня, хотелось бы побывать на хоккее, лыжных гонках, биатлоне, поболеть за наших российских спортсменов.
По именам и фамилиям
Кто он - первый детский тренер? В какой-то мере сродни учителю начальных классов. Как педагог учит ребятишек писать, читать, считать, так и первый наставник учит азам техники и тактики, закладывает основы. Дети приходят с разными способностями, и если одним всё даётся легко, то с другими надо проявить терпение, чтобы добиться нужного результата. Каждый тренер меня поддержит в том, что сделать игрока из ребёнка - это практически каждодневный рутинный труд, который нельзя измерить ничем. Порой кажется, что сил больше нет, но приходишь в спортивный зал, видишь, как тебя ждут и встречают дети, про всё забываешь, и как будто второе дыхание появляется.
Ребятишек своих помню всех и по именам, и по фамилиям, все они - мои дети. Работа у нас такая, что приходишь вечером домой, открываешь журнал и начинаешь думать о каждом. Этот болеет, с этим надо броски по кольцу отработать, а этого вообще сегодня не было, значит нужно позвонить, узнать, вдруг что случилось. Бывает, что и родители звонят, обращаясь за помощью: «Евгений Петрович, сладу нет никакого, дочь слушает только вас, поговорите с ней». Конечно же, подключаюсь, беседую, внушаю. Так что детский тренер - это даже больше воспитатель. Вот и растёт один возраст за другим на моих глазах. Командный вид спорта их сплачивает, воспитывает, делает хорошими людьми, полезными обществу. Вырастая, они приводят мне уже своих детей на тренировки в спортивные команды.
Никогда никого не бросаем
Помню, по молодости подрабатывал тренером в строительном техникуме, много парней и девушек тренировал в то время, многие из них были после восьмого класса. На воспитание и поведение ребят в таком возрасте сильно влияет улица и обстановка вокруг. И если не направить их в нужное, доброе и положительное русло, то они могут пойти по скользкой дорожке, начать бездельничать, хулиганить, пить, употреблять наркотики. А в спорте они выплеснут всю энергию, отдадут все силы. Вот такие дети у меня и тренировались, наша команда воспитанников тогда входила в шестёрку сильнейших в Красноярске. Играли они одним коллективом лет двадцать, сейчас уже их дети ко мне ходят. И до сих пор они дружат, теперь уже семьями. Мы никогда никого не бросаем. Был у меня один мальчишка, за плохое поведение его хотели даже из школы исключить. Тогда я пошёл к директору, договорились подождать до первого замечания, которое не заставило себя долго ждать. Опять пришлось идти в школу и убеждать оставить ребёнка. Тогда я говорил: «Ну, вот вы его выгоните, и окажется мальчишка на улице, а он ведь талантливый баскетболист, лидер команды». В итоге оставили, сейчас он вырос, окончил педагогический университет. Подобных случаев много бывало в жизни. Главное, что все выросли хорошими людьми, и всё у них замечательно. Ни на ком нельзя ставить крест. Дети, как я уже говорил, абсолютно разные и по характеру, и по физическим данным. Я никогда никого не исключаю, в баскетболе нужен и высокий игрок, и быстрый, и умный. И вообще в любом ребёнке ты найдёшь то, что тебе пригодится. Не нужно и критиковать детей, обидятся, могут вообще уйти из спорта. Наоборот, надо чаще их хвалить, но здесь очень важно не переборщить, так что и замечания тоже уместны, но в корректной форме. А ещё я всегда учу ребят помогать друг другу, всегда откликаться на чью-то просьбу. Я говорю свою воспитанникам так: «Делай добро и бросай в воду». Многие не понимают, почему в воду нужно бросать. Объясняю, что если ты сделал что-то хорошее и не забыл, а ждёшь чего-то в ответ, то это уже не добро получается.
Тоска девяностых
Быть тренером командного вида спорта непросто. Тебе нужно не одного человека, а целых десять подготовить, чтобы вся команда играла, прошла определённые этапы, попала в финал и победила. Без соревнований вся работа теряет смысл. Только участвуя в состязаниях, спортсмены набираются опыта, растёт их мастерство. А возить команду накладно получается. В девяностых годах так вообще в этом плане была катастрофа. Средств на поездки не хватало, тогда в нашей стране всё плохо финансировалось, заработную плату людям не платили по полгода и больше, была большая инфляция, деньги менялись, цены быстро росли. Приходилось искать деньги для поездок на соревнования самому. Иногда выручали мои выпускники и родители моих воспитанников, давали деньги на поездки в долг. И здесь нужно всем им сказать огромное спасибо за то, что относились с пониманием и не торопили с возвращением долгов, всем в то время трудно было.
Ещё одна проблема того времени, да и сейчас тоже, - это разный доход семей. Были у меня в ту пору дети из богатых семей и не очень обеспеченных. Многие родители кое-как концы с концами сводили, даже баскетбольные кроссовки ребёнку купить не могли, да и зачастую не было их вообще в продаже в магазинах, приходилось разными способами искать их, чтобы купить. Поэтому я всегда старался свести родительские расходы к минимуму. Одно время, даже вместе с родителями сами спортивную форму шили, чтобы потом в ней дети могли выступать на соревнованиях.
Мама, папа, я - баскетбольная семья
Супруга моя, Ольга, также работает тренером по баскетболу со мной в паре в нашей спортшколе. Она набирает маленьких девчонок, воспитывает, тренирует и доводит их до определённого возраста и спортивного мастерства, а потом передаёт их мне в команды. Ольга для меня большой помощник, что бы я без неё делал… Вот такой семейный подряд, который даёт неплохие результаты. И дома, и на работе практически всё время занимает баскетбол, и всё что с ним связано.
Наша дочь тоже с самого раннего детства занималась баскетболом, являлась лидером в своей команде, но получив ряд серьёзных травм, закончила заниматься спортом. Сейчас она уже взрослая девушка, дипломированный специалист и во всём нам помощник.
Конечно, отработав столько лет тренером, порой начинаю задумываться о том, чем же я буду заниматься, когда уйду на пенсию. Я же привык уже постоянно находиться в движении. На работу приходишь, переоделся в спортивную форму и в зал - проводить занятия. Одну группу отвёл, вторую…Настолько включаешься в процесс, что даже забываешь в перерыве лишний раз где-то глоток чая выпить, экономишь каждую минуту. И тут пенсия - времени уйма! Скорее всего, буду рыбачить, я люблю это занятие, между прочим, тоже спорт, хотя для меня - своего рода релакс. А ещё обязательно схожу в музкомедию, органный зал. Не поверите, но я там не был ещё ни разу, поскольку вся моя жизнь состоит из тренировок и командировок.