Новости
Как экономить на воде, тепле, электрическом освещении, дорогах
С точки зрения кармана
Мы всегда считали, что у нас всего и везде много. Много всего и сейчас. Но проблема в том, что изобилие вовсе не означает дешевизны. И мы постепенно начали задумываться, как экономить. На воде, тепле, электрическом освещении, дорогах, наконец. Оказалось, что это возможно, полезно и даже интересно. О некоторых примерах экономии на том, чем все ежедневно пользуются, мы и расскажем сегодня.
Экономия без счётчиков
Отвечая на запросы времени, предприимчивые инноваторы создали простейшее устройство ценой в несколько сот рублей, которое позволяет экономить воду, ограничивая расход воды, текущей из крана, независимо от давления воды в системе. Устройство напоминает обычный аэратор, который есть на каждом кране. По мере открывания крана специальный клапан, состоящий из резинового кольца и фигурной звёздочки, ограничивает количество выходящей жидкости. Таким образом, если при давлении в две атмосферы из обычного крана выливается около 12 литров в минуту, то из усовершенствованного - в два раза меньше. Экономия ощутимая! При больших значениях давления расход воды ещё более возрастает - до 15 и более литров в минуту. А с регулятором расхода воды так и остаётся на уровне шести литров.
Преимущества:
Низкая цена устройства позволяет оборудовать им все краны в помещениях. Стандартный размер, аналогичный размеру аэратора, и простота монтажа позволяют установить гаджет самостоятельно. Несмотря на ограничение расхода воды в два раза, напор ощущается как вполне комфортный. При этом отсутствуют брызги и гидроудары. Производители новинки говорят и о других преимуществах, уже для ресурсоснабжающих организаций. Это сокращение расходов на электроэнергию, потребляемую насосными станциями, уменьшение нагрузки на канализационные сети и выравнивание давления по всей системе водоснабжения здания.
Недостатки:
Учитывая, что детали регулятора работают в условиях переменного давления и повышенного износа, следует ожидать их довольно быстрого выхода из строя. Между тем поскольку детали нестандартные, то найти их в обычном магазине сантехнических приборов маловероятно. Таким образом, проблема с ремонтом на сегодня серьёзный камень преткновения в распространении этих водопроводных гаджетов.
Вторым недостатком является то, что при снижении расхода воды в два раза для наполнения ёмкости требуемого размера понадобится в два раза больше времени. В этом случае экономия превращается в свою противоположность, ибо не экономится ни вода, ни время.
Наконец, неизвестно воздействие массового применения подобных устройств на состояние водопроводных сетей и систем водоснабжения. Слова производителей вряд ли могут убедить, поскольку для обоснованных выводов необходим длительный опыт массовой эксплуатации подобных устройств, которого пока нет.
Уже дорога - меньше затраты
Руководитель государственной компании «Российские автомобильные дороги» («ГК Автодор») Сергей Кельбах, чтобы удешевить строительство дорог, предложил уменьшить размер ширины полос на российских автомагистралях. Сегодня она составляет 3,75 метра, в то время как стандарты ряда других стран меньше - в Японии и Германии ширина полосы, например, всего 3,5 метра.
Казалось бы, 25 сантиметров экономия небольшая. Но при шести полосах движения дорога в новом стандарте сузится на целых полтора метра.
Правда, уже сегодня российские автомобилисты, особенно водители тяжёлых трейлеров, подвергают предложение критике - на более узкой полосе опасность возрастает. Здесь так просто не «вильнешь». С другой стороны, специалисты утверждают, что 3,75 метра - стандарт для российских скоростных автотрасс, которых в стране не так много. Это, например, федеральные трассы М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон». Под эгидой «Автодора» проектируются и строятся скоростная трасса М11 (Москва - Санкт-Петербург) и А113 (Центральная кольцевая автомобильная дорога). Стоит отметить, что с учётом перспектив коммерциализации дорог авторы идеи, возможно, имеют в виду не выгоды для страны в целом, а снижение коммерческих издержек при строительстве дорог, находящихся именно в ведении «Автодора».
Преимущества:
Основным и очевидным экономическим эффектом, по мнению авторов идеи, является экономия на строительстве скоростных автомагистралей. Менее очевидным эффектом уменьшения ширины полосы может стать повышение культуры вождения. Более узкая полоса требует от водителей повышенной внимательности, особенно на стадии привыкания. Здесь, возможно, придётся отказаться от любимых привычек российских автомобилистов курить за рулём и говорить по сотовому. Особенно если дополнить узкую полосу бетонным ограждением, как на германских автобанах.
Недостатки:
Ряд специалистов полагает, что экономия от сужения полосы будет не такой существенной, как ожидается. Сужение полотна практически не удешевит создание таких элементов дороги, как насыпь, отвалы, кюветы, подложка, прослойки полотна. Экономия затронет фактически только площадь асфальтового покрытия, то есть будет не столь уж внушительной. При этом, очевидно, возникнет необходимость оснащения дороги новыми знаками. Наконец, очевидным негативным фактором станет увеличение количества ДТП, которое в России и так зашкаливает.
Да будет свет дешевле
Применение энергосберегающих ламп постепенно входит в повседневную практику. Тем не менее далеко не все представляют себе устройство такой лампы. На самом деле это довольно сложный агрегат, состоящий из нескольких устройств. Во-первых, из колбы, наполненной порами ртути и аргоном, на внутреннюю поверхность которой нанесено специальное вещество, называемое люминофор. Это вещество при воздействии на него ультрафиолетовым излучением начинает излучать видимый свет. Однако так просто, как в лампах накаливания, процесс не запускается. Для этого необходимо специальное пускорегулирующее устройство, иначе называемое стартера, которое также встраивается в лампу. Когда мы включаем энергосберегающую лампочку, под действием электромагнитного излучения поры ртути, содержащиеся в лампе, начинают создавать ультрафиолетовое излучение, а ультрафиолетовое излучение, в свою очередь, проходя через люминофор, нанесённый на поверхность лампы, преобразуется в видимый свет.
Преимущества:
Главным преимуществом этих ламп является их высокая светоотдача, которая превосходит аналогичный показатель ламп накаливания в пять раз. Таким образом, энергосберегающая лампа мощностью 20 Вт способна создать световой поток, равный световому потоку лампы накаливания 100 ватт. Таким образом, при одинаковом световом потоке мощность энергосберегающих ламп, а следовательно, и расход электроэнергии пятикратно меньше.
В сравнении с лампами накаливания можно отметить, что последние имеют значительно меньший ресурс - срок их использования примерно в пять - пятнадцать раз меньше, чем у энергосберегающих.
Свет энергосберегающих ламп распределяется в помещении мягче и равномернее, чем у ламп накаливания. Цветовые оттенки освещения энергосберегающих ламп близки к спектру дневного света. При этом можно выбрать наиболее оптимальный по комфортности оттенок освещения исходя из особенностей интерьера помещения или особенностей вашего зрения: 2700 К - тёплый белый свет; 4200 К - дневной свет; 6400 К - холодный белый свет.
Недостатки:
Их два: проблема утилизации энергосберегающих ламп (ибо они содержат ядовитую ртуть) и более высокая цена. Вопрос утилизации сегодня решается созданием приёмных пунктов, однако их количество и доступность нельзя назвать удовлетворительными.
Что же касается цены, то, несмотря на все соображения о последующих выгодах за счёт экономии и длительного срока службы, высокая цена продолжает отпугивать некоторые категории покупателей.
Превращая холод в тепло
Отопление составляет самую значительную долю затрат при содержании жилого дома. Но, оказывается, можно отапливать дома без сжигания угля, мазута или газа. Речь идёт о так называемом тепловом насосе. Устройство, разработанное в середине XIX века, сегодня активно используется в ряде стран, в том числе и в холодной Скандинавии, для отопления жилых домов. Принцип теплового насоса - перенос энергии от источника с более низкой температурой к источнику с более высокой температурой. То есть можно забрать тепло у наружного воздуха, даже зимой, и обогреть им квартиру. На первый взгляд, это кажется невероятным. Но на этом принципе работают обычные бытовые холодильники - охлаждая камеру, они нагревают окружающее пространство. Правда, у холодильника эффект нагревания почти не ощутим. Современные тепловые насосы по размерам сопоставимы с холодильником, но запросто могут обогреть жилой дом.
Преимущества:
Плюсы тепловых насосов огромны и многообразны. Во первых, для передачи в отопительную систему одного киловатт-часа тепловой энергии установке необходимо затратить всего 0,2-0,35 киловатт-часа электроэнергии. Это значительно эффективнее, чем прямой нагрев электроприборами. Теплонасос не сжигает топлива и не производит вредных выбросов в атмосферу. Он не требует специальной вентиляции помещений и абсолютно безопасен. Отопительная система индивидуальна и автономна - она полностью управляется автоматикой. Ещё одна приятная мелочь. Летом в жару эта система превращается в свою полную противоположность - кондиционер.
Недостатки:
К сожалению, минусов у этих устройств не меньше. Для установки теплового насоса необходимы высокие первоначальные затраты: стоимость насоса и монтажа системы составляет 300-1200 долларов на один киловатт необходимой мощности отопления. Время окупаемости теплонасосов составляет четыре - девять лет при сроке службы по пятнадцать - двадцать лет до капитального ремонта. При слишком большой разнице между температурой на улице и в доме тепловой насос теряет эффективность (предел применимости в системах отопления домов за счёт откачки тепла от наружного воздуха около минус 15-20 градусов). Но главный недостаток связан с тарифами на электричество и газ. Для производства одного киловатт-часа электроэнергии необходимо затратить 1/3 килограмма условного топлива. В результате стоимость калории электрической и газовой различается в три - десять раз. Что приводит к неэффективности теплонасоса по сравнению с газовым отопительным оборудованием.