Новости
Разводящий для бизнеса
Зачем нам нужен омбудсмен
Красноярская общественность в рамках публичных слушаний обсудила проект закона «Об уполномоченном по правам предпринимателей в Красноярском крае», в просторечии, закона о бизнес-омбудсмене. Проект разработан на основе соответствующего федерального закона.
Законы, разумеется, надо исполнять. Но вот вопрос: появится ли красноярский уполномоченный по правам предпринимателей только по этой причине, или же он действительно нужен деловым людям Красноярья?
Руководитель общественной организации предпринимателей «Сибирь без границ» Валерий Маланин оценил перспективы деятельности омбудсмена без особого энтузиазма.
- Если уполномоченный правильно выстроит работу, то он, конечно, нужен, - считает он. - Однако насколько быстро он начнёт восприниматься предпринимательским сообществом - в этом есть определённые сомнения. Будут ли обращаться к нему? Сегодня и крупный, и мелкий бизнес одинаково надеются только на свои силы. Конечно, у крупного бизнеса больше возможностей отстроить свои отношения с институтами власти. Омбудсмен, в определённом смысле, это часть власти. И, конечно, у сообщества будут возникать сомнения - чьи интересы ему ближе?
Думается, в наибольшей степени в омбудсмене должен быть заинтересован молодой бизнес - он является наиболее уязвимым. Но, как правило, начинающие предприниматели вообще очень мало знают о законной защите своих интересов, равно как и о программах государственной поддержки. Видимо, пройдёт немало времени, прежде чем эта структура станет действенной.
Несколько иное мнение у председателя Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаила Васильева.
- Необходимость существования такого института вызвана тем, что не исполняются федеральные законы, - отметил он. - И бизнес-омбудсмен призван в этих условиях защищать предпринимателя в тех конфликтах, когда одной из сторон является государство. Чтобы не гонять человека по инстанциям, не отвлекать его от основного дела, появляется фигура некоего «разводящего», который берёт на себя урегулирование конфликта. Если бы всё хорошо работало: исполнительная власть, прокуратура, тогда необходимости в такого рода чиновниках не возникло. Но поскольку сегодня государство само признаёт, что есть большое количество проблем, связанных с выполнением тех или иных законов, то оно пошло навстречу предложению «Опоры России» создать такую структуру. Опыта «эксплуатации» пока ещё нет, поэтому говорить о том, как этот механизм будет работать, никто пока не может.
Появление бизнес-омбудсменов призвано решить и ещё одну важную проблему, которая затрагивает интересы не только бизнеса, но и напрямую государства. Как известно, объём хозяйственных дел в судебных инстанциях просто колоссален. Введение института уполномоченных по правам предпринимателей должно способствовать продолжению тенденции, обозначенной в том числе в федеральном законодательстве - перевести максимально возможное количество хозяйственных конфликтов в плоскость досудебного разбирательства.
- Идея в том, чтобы снять претензии сторон, не доводя дело до суда, - говорит Михаил Васильев. - Потому что суд - это долго, это накладно и не всегда удобно для предпринимателя. Некоторое время назад в том же смысле поднималась тема мировых и третейских судей. В особенности третейский суд должен был ускорить процесс разрешения хозяйственных конфликтов. Ведь для предпринимателя время - деньги, а процесс, тянущийся год, вполне может разорить. Ведь дело в это время зачастую стоит. Поэтому ускорение судебных процедур, кем бы оно ни осуществлялось, для предпринимателя дело выгодное.
Добавим, выгодное и для государства. И с точки зрения разгрузки судов, и с точки зрения увеличения налоговых поступлений. Ведь с разорившегося предпринимателя уже ничего не возьмёшь.
Как уже отмечалось, бизнес-омбудсмен - государственный чиновник. Процедура его назначения достаточно сложна. Он утверждается Законодательным собранием по представлению губернатора Красноярского края. Но и это еще не всё. Прежде всего, кандидат должен получить одобрение Уполномоченного по правам предпринимателей РФ. Кроме того, учитывается мнение предпринимательского сообщества.
В процессе публичных слушаний проекта краевого закона о бизнес-омбудсмене предприниматели выразили сомнение, что срок пребывания уполномоченного на своём посту (в проекте это два года) - достаточен для столь ответственной работы. Поэтому было предложено увеличить срок до пяти лет, но с возможностью двухлетнего переходного периода для первого омбудсмена.
Кроме того, учитывая сложный и ответственный характер деятельности, участники слушаний согласовали достаточно высокие требования к профессионализму кандидатов на должность бизнес-омбудсмена. Возраст должен быть не менее 30 лет, опыт работы в организациях Красноярского края - не менее десяти лет, обязательно наличие высшего экономического или юридического образования. По предложению Михаила Васильева внесено ещё одно важное требование, которое логически вытекает из характера деятельности, - отсутствие судимости.