Новости
Забытый лозунг
Экономия - всего лишь инструмент
Всемирный день экономии, который отмечается в мире 31 октября, обязан своим происхождением сберегательным банкам. Именно на первом международном конгрессе этих учреждений, который состоялся в 1924 году в Милане, и было предложено учредить новый праздник.
Однако официальный статус праздник получил лишь в 1989 году - это статус закреплён директивой ООН. Что же произошло за 55 лет XX века, что локальная инициатива сберегательных касс стала всемирным праздником?
Наверное, главное - человечество ощутило конечность ресурсов планеты, где живёт. Первый энергетический кризис в 70-х годах прошлого века заставил многих задуматься о перспективах исчерпания углеводородных запасов. Появился целый ряд исследований, доказывавших, что в исторически короткое время люди столкнутся не только с исчезновением большинства стратегически важных полезных ископаемых, но даже с нехваткой пресной воды. В этом смысле Всемирный день экономии трудно назвать праздником. Это, скорее, повод задуматься о нашей расточительности и поумерить аппетиты.
Однако есть и другой повод поговорить об экономии. В более узком производственном смысле. Люди старшего поколения помнят, что некогда популярным советским лозунгом был «Экономика должна быть экономной». К сожалению, призыв так и остался призывом. Ведь немногие понимали его смысл. Речь шла не о копеечном сбережении, а о конкуренции экономических и политических систем. В конечном итоге система хозяйствования, которая так и не стала экономной, перестала существовать. Но устарел ли от этого лозунг?
Мы задали этот вопрос человеку, который прекрасно разбирается как в особенностях прежней системы, так и в нюансах новой - руководителю Союза товаропроизводителей и предпринимателей Валерию Сергиенко.
- Я думаю, что этот лозунг всегда актуален, особенно в условиях глобальной конкуренции, которая развивается и сегодня, - считает он. - Во всяком случае, сегодня на всех уровнях говорят о том, что сложности, переживаемые нашей экономикой, во многом связаны именно с тем, что мы стали частью экономики глобальной. А в ней конкурентоспособны те отрасли и государства, которые способны эффективно снижать затраты на производство, в том смысле, который вкладывался в лозунг «Экономика должна быть экономной». И я уверен в том, что идея была выдвинута абсолютно здравая. Но её взяли на вооружение не мы, а западные корпорации. Наша беда в том, что мы выдвигаем лозунги, проводим совещания и форумы, но дальше разговоров не идёт, в то время как другие занимаются делом.
На самом деле, идея экономии стала одним из краеугольных камней одного из самых мощных направлений в современном менеджменте - менеджмента качества. Основная идея менеджмента качества - такое управление бизнес-процессами, при котором они доводятся до совершенства. А это означает, в том числе, что не должно быть лишних затрат материалов, энергии, труда. Всё должно быть предельно совершенным. Естественно, сделать это в единоразовом порядке невозможно. Поэтому бизнес-процессы постоянно контролируются на предмет «лишних деталей».
Компании, освоившие менеджмент качества, завоёвывают мировые рынки, не располагая при этом никакими выдающимися ресурсами. К сожалению, по стандартным параметрам, которыми можно описать состояние предприятия с точки зрения этого подхода, большинство российских компаний недотягивают до мирового уровня. И это одна из причин, почему поток импортных товаров в Россию с каждым годом увеличивается, в то время как экспорт ограничен теми естественными ресурсами, которых нет в других странах.
Но парадокс в том, что, несмотря на все достижения западного менеджмента, мировая экономика сегодня переживает не лучшие времена. И у российского бизнеса сегодня два варианта: либо осваивать то, что наработали другие, рискуя, что опыт окажется устаревшим, либо изобретать что-то своё. Очевидно, что старый лозунг подлежит корректировке. Экономика, прежде всего, должна быть эффективной. А экономия - всего лишь один из инструментов эффективности.