Новости
Налог на выбор
Хочешь дешевле? Плати!
Это напоминает компьютерную игру: ждёшь определённого часа и специального предложения, судорожно вбиваешь свои данные, ждёшь, пока пройдёт платёж по карте и на почту придёт подтверждение - ты первая. И если почтовики и таможенники не подведут, то через месяц ты станешь обладательницей симпатичного коктейльного платья за пять долларов. И хорошо, что из-за компьютерного экрана не слышно проклятий других покупательниц, которые тоже претендовали на него, но не успели.
С тех пор, как зарубежные интернет-магазины распознали потенциал российских покупателей и стали доставлять товары к нам, объёмы заказов непрерывно росли. Если в 2011 году россияне потратили на иностранный онлайн-шопинг один миллиард долларов, в 2012-м - полтора миллиарда, то по итогам нынешнего года прогнозируют увеличение показателей ещё на 50 процентов. 30 миллионов посылок из-за границы с товарами для личных нужд в прошлом году даже остановили работу Почты России, ведомство просто не справилось с такими объёмами. Несмотря на то, что посылки в начале года приходилось ждать по четыре месяца, российские покупатели не сдаются. В чём секрет? Выбор и цена.
- Я уже давно живу будущим, то есть стараюсь спланировать покупки на полгода вперёд и заказать их так, чтобы они пришли в срок, - говорит опытный интернет-покупатель Елена Соколова. - Например, мой ребёнок только родился, а ему уже шли вещи на полгода и год. Да, приходится долго ждать. Но зато за те деньги, которые приходится отдавать на распродаже в наших магазинах за один детский зимний комплект, я могу купить в Интернете и зимний комплект качеством получше, а к нему ещё пару джемперов, джинсы, ботиночки и всякие мелочи типа шарфов, перчаток, шапок. И всё это дизайнерских небанальных расцветок.
Таких, как Елена, с каждым днём становится всё больше. Почти на всех заграничных шопинг-сайтах упростилась процедура оплаты: достаточно просто ввести данные карты, и не надо регистраций в сложных платёжных системах. При этом многие магазины гарантируют возврат денег, если посылка не будет доставлена. Это, кстати, привело к мошенничеству: россияне просто через пару месяцев пишут письмо в службу поддержки с жалобой, что посылка не пришла, деньги возвращаются на счёт. А через две недели приходит заблудившееся отправление. Поэтому некоторые магазины делают специальное условие для России: «Мы не возвращаем деньги, если почтовая служба вашей страны потеряла почтовое отправление».
Впрочем, до сих пор трудности наших сограждан не останавливали. Пока не появились настойчивые разговоры о введении специального налога на покупки в иностранных интернет-магазинах. В этом месяце исполняющий обязанности начальника Московской таможни Центрального таможенного управления Александр Дуров заявил, что Федеральная таможенная служба просчитывает специальный налоговый сбор в размере от одного до десяти процентов. По его словам, ведомство затрачивает слишком много сил и средств на таможенный досмотр почтовых отправлений, что экономически невыгодно. Введение пошлин, которые будут оплачивать покупатели, по мнению Александра Дурова, в конечном итоге приведёт к развитию отечественного интернет-рынка. Это позволит улучшить доставку международных посылок и исключит необоснованное конкурентное преимущество иностранных продавцов перед российскими. Кроме прочего, в бюджет будет поступать до 28 миллионов евро ежегодно.
Естественно, это предложение вызвало массовые возмущения среди российских покупателей. По действующим нормам таможенная пошлина в размере 30 процентов взимается только тогда, когда суммарный объём интернет-посылок в адрес одного лица либо превышает по стоимости 1000 евро, либо по весу больше 31 кг в месяц. То есть те, кто делает заказы с целью заработать, и так платят в бюджет. Пострадают же в основном люди, обратившиеся в иностранные онлайн-магазины в попытке сэкономить на товарах для личных нужд.
- С одной стороны, чиновники обещают, что пошлина поможет сократить срок доставки посылок, - комментирует Иван Давыдов, владелец интернет-магазина органической косметики, которую он заказывает за границей. - Сейчас очень много времени уходит на то, чтобы таможенники и почтовики определили, для внутреннего потребления был приобретён товар или в коммерческих целях. Например, бывали случаи, когда посылку задерживали только из-за того, что кто-то на распродаже взял себе сразу 20 однодолларовых футболок. Если бы пошлина уплачивалась заранее, то посылки перестали бы так тщательно проверять, и весь процесс пошёл быстрее. С другой стороны, стоит вспомнить, что разговор о налоге начали вовсе не чиновники, а обычный бизнесмен, владелец российского онлайн-бутика люксовой одежды. Его понять можно: кто будет у него покупать платье за 500 долларов, если можно заказать точно такое же на распродаже прямо из Нью-Йорка за 150? Так что понятно, что этим предложением защищаются интересы не российских покупателей и бюджета.
Впрочем, как сейчас уже говорят эксперты, даже максимальная предполагаемая ставка пошлины в размере десяти процентов никак не скажется на объёмах: разница в ценах в российских магазинах и зарубежных онлайн-порталах составляет 150-200 процентов. По словам Екатерины Борисовой, интернет-покупателя с большим опытом, ни о каком развитии конкуренции с введением новой пошлины речь не идёт. В наших магазинах, в том числе и онлайн, покупают в трёх случаях - если вещь нужна срочно, если не дружишь с Интернетом и если боишься оплачивать покупки на сайте своей картой и предпочитаешь наложенный платёж. В остальном, как и прежде, зарубежный шопинг останется намного более выгодным, чем внутрироссийский. Екатерина, долгое время прожившая в Таиланде, рассказывает, что там тоже существует налог на зарубежные посылки. Причём берётся он со всех отправлений стоимостью больше 100 долларов. Но при этом в самой стране создана конкурентная среда с дешёвой одеждой, косметикой, игрушками, украшениями и так далее. Вот чем стоило бы озаботиться чиновникам, а не создавать искусственные помехи людям, которые хотят получить более качественный товар, аналогов которому в России часто не находится.
- Налог не пугает, но пусть откроют при этом границу, - говорит Елена Соколова. - А то год назад таможенники запретили пересылать к нам лаки для ногтей. Там была целая трагедия, когда перевыпустили культовый лак llamasqua в оттенке «Капельки дождя» и заинтересованные россиянки раскупили его в течение пяти минут. А пока шли посылки, запрет вступил в силу. И вся партия была уничтожена на границе, ну, по крайней мере, так сказали таможенники. А на днях я пыталась привычно заказать американские витамины, как делаю это пару лет, и вдруг появилась надпись: «Этот товар больше не может быть отправлен в вашу страну». Непонятно, зачем они это делают. Так что пусть вводят налог, но одновременно с этим расширят список товаров, к которым у нас будет доступ…
Впрочем, пока со стопроцентной вероятностью говорить о том, что на рынке иностранных интернет-покупок вступят новые правила, нельзя. Ведь уже после всех волнений появилось заявление руководителя Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. По его словам, проектов нормативных актов о введении в России налога на такие покупки пока нет. Но это не означает, что проблему выпадающих доходов бюджета не нужно решать.
Кстати:
Сейчас
Таможенная пошлина в размере 30 процентов взимается только тогда, когда суммарный объём интернет-посылок в адрес одного лица либо превышает по стоимости 1000 евро, либо по весу больше 31 кг в месяц.
Предлагается
Введение специального налогового сбора в размере от 1% до 10% на каждую интернет-покупку.