Новости
Пример для педагогов
Счастливое детство Нины Тихоновны Осипенко-Суриковой прервала война. Отец ушёл на фронт в должности политрука, погиб при защите Ленинграда. Мама, преодолевая все трудности и лишения, одна воспитывала детей, дала всем образование.
После окончания школы Нина не задумываясь поступила в педучилище, так как в её представлении профессия учителя - самая интересная и самая важная. Тем более что мама по профессии была тоже педагог. По окончании учёбы Нину, как перспективного учителя, гороно направило трудиться в базовую школу канского педучилища. Одновременно она продолжала учиться в пединституте, сначала закончила химический факультет, а позднее геофак.
Выйдя замуж, Нина переехала на родину мужа Алексея Фёдоровича Сурикова в село Дрокино Емельяновского района. Там её назначили директором Дрокинской школы. Она взялась за изучение существующих методик преподавания, организации учебного процесса. Собирала учителей из шести деревень, проводила совещания. Они вместе учились учить, посещая открытые уроки друг у друга. Нина Тихоновна установила дружеские профессиональные связи с Красноярской школой № 39. Школьники встречались, общались, для них проводились общие мероприятия. Так, соревнования по лыжам организовывались на базе сельской школы, а выставки поделок - городской.
За несколько лет сельская школа выросла из неполной средней в среднюю, укрепился коллектив. 12 лет руководила Нина Тихоновна этой школой, но подрастали свои дети, нужно было думать об их дальнейшем обучении. И переехала она с семьёй в Красноярск.
Трудилась в школах № 57, 36. Её организаторские способности и профессионализм росли от школы к школе.
- В 36-й школе складывались тёплые взаимоотношения учителей, учащихся и родителей во имя общей цели, - вспоминает Нина Тихоновна
Работая над эффективностью урока, Нина Тихоновна на методический стенд вынесла рубрику - «Вести с уроков».
После посещения открытых уроков учителей директор и завучи вписывали в колонку всё положительное, что увидели в методике обучения педагога, предлагали посетить его уроки другим.
К 30-летию Победы учитель физики Эльвира Сергеевна Остроухова со своими классом собрала материал о выпускниках школы, не вернувшихся с фронта. В их честь было решено поставить обелиск около школы с указанием фамилий 30 человек - бывших учеников и учителя русского языка, который ушёл на фронт вместе со своими воспитанниками. Памятник поставили. Около него проходили торжественные линейки, митинги в день Победы, школьники и родители возлагали к стеле цветы.
Вскоре потребовался энергичный, опытный директор в новую просторную школу № 57, куда была направлена Нина Осипенко. Учебное заведение было переполнено, его посещало около 1 600 учеников. Трудилось в школе около 80 преподавателей. Нина Тихоновна понимала, что один из факторов успеха в таком большом учреждении - грамотное планирование работы. Со своими заместителями она составила план, охватывающий все стороны жизни школы. На еженедельных планерках эти планы детализировались, чтобы работа была эффективной, а жизнь детей насыщенной.
Вторым фактором успеха считала Нина Тихоновна наличие сильной команды руководителей школы - заместителей директора по учебной и воспитательной работе. Такими помощниками у неё были Виталий Ноженко, Зинаида Гузенко, Татьяна Ситкова, Ольга Русович. Они вместе работали над повышением мастерства учителя, вместе решали вопросы воспитания детей.
Сама Нина Тихоновна была для педагогов примером. Утром она первая встречала учителей и учеников, вечером уходила последней, убедившись, что всё в порядке и школа готова к завтрашнему учебному процессу.
- Она была маленькой хозяйкой большого дома, в её работе не было мелочей - всё она считала важным, - говорил военрук Тимофей Желудченко. - Школа была лучшей в крае по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Своими силами мы создали и оборудовали кабинет НВП, построили огромный стрелковый тир. На школьном стадионе оборудовали военно-спортивную полосу с препятствием. Заместитель начальника Сибирского военного округа, побывав в школе, отметил, что у нас создана лучшая спортивная база в крае.
Коллеги Нины Тихоновны отзываются о ней с уважением. Они гордятся тем, что работали вместе с ней. Её бывшая ученица Ольга Русович говорит, что, получая аттестат зрелости из рук директора, робела перед этой миниатюрной женщиной. Она казалась суровой и строгой. Но когда Ольга вернулась в родную школу преподавателем, то увидела в директоре интересного, с поразительным чувством юмора, творческого человека, замечательного педагога. «Она учила нас не только работать, но и жить, - отмечает педагог. - Несмотря на её строгость в работе, Нина Тихоновна очень чуткий человек, к ней можно было пойти со своей личной проблемой. Она была душой большого, дружного, слаженно работающего коллектива».
В должности директора Осипенко-Сурикова проработала 32 года. У Нины Тихоновны замечательная семья, двое детей, трое внуков и трое правнуков.
Александра ОРЛОВА