Новости
Дежурный по городу Андрей Лапицкий: "Николаевка станет пилотным проектом"
У воды не строить
Признаюсь, в рамках одной публикации очень сложно ответить на все вопросы, которые поступили в этот раз в наш департамент от читателей «Городских новостей». Поэтому мы продолжим общение с горожанами в других рубриках газеты. Сегодня же я хотел бы особо выделить письма, связанные с градостроительным развитием города, - это и глобальные проблемы, и вопросы, касающиеся конкретных зданий, участков. Впрочем, в городе не может быть частных тем. И это подтверждает практика нашей работы.
«Когда примут РЗТ (механизм развития застроенных территорий)? Когда начнётся снос Николаевки? Определён ли застройщик? Константин».
Идея использовать механизм развития застроенных территорий появилась в Красноярске относительно недавно, после изучения опыта других городов и стран. И прежде чем ответить на вопрос читателя, поясню, в чем её смысл. При реализации проектов РТЗ строительная компания занимается обновлением уже сложившихся, но ветшающих территорий. То есть не просто строит там новые высокоэтажные здания, но и берёт на себя обязательства по сносу ветхого жилья, освобождению площадок для возведения социальных объектов, возведению коммерческой инфраструктуры (магазинов, развлекательных центров, автостоянок), тем самым повышая коммерческую привлекательность проекта и комфортность проживания в микрорайоне.
Администрация города Красноярска совместно с Союзом строителей Красноярского края разработала и уже согласовывает документы, которые будут регулировать такой вид освоения застроенных территорий города. Он базируется на основе ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ. А критерием для включения микрорайона в решение органа местного самоуправления о РЗТ является наличие на земельном участке многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Договор о развитии застроенной территории заключается администрацией города с победителем открытого аукциона. Компания, которая получит право на освоение такого микрорайона, должна подготовить проект планировки и межевания; предоставить жилье для граждан, проживающих по договорам социального найма; уплатить выкупную цену за жилые помещения, находящиеся в частной собственности; ну и построить все оговоренные проектом планировки объекты в определённые сроки.
Жилой район Николаевский может стать пилотным проектом реализации механизма РЗТ. Но его разработка ещё не закончена, ведь это значительная по площади (377,5 га) и сложная в градостроительном отношении территория. Здесь необходимо соблюсти интересы различных заинтересованных сторон: собственников земельных участков (в основном, это частный сектор, подлежащий сносу), потенциальных застройщиков и администрации города (прежде всего по размещению объектов социальной сферы и инженерно-транспортной структуры). Тем не менее уже определены четыре зоны, на которые планируется разбить микрорайон, площадь лотов, которые будут выставлены на аукцион, объёмы сноса жилого фонда и стоимость этих работ, а также объёмы нового строительства. Думаю, что торги состоятся в ближайшее время, и тогда будет ясно, кто займётся освоением этой территории.
«Когда снесут дом по улице Ладо Кецховели, 20, ведь его уже признали аварийным. Здание очень старое, трещин не счесть, пол скрипит. И ещё стройка рядом, когда всё стучит, кажется, что землетрясение. Глядишь, и рухнет дом. Но про нас опять забыли. Пожалуйста, решите вопрос с переселением. Роза».
Сегодня по адресу: Ладо Кецховели, 20 расположен не один, а три жилых дома. Первый из них - двухэтажный 16-квартирный - признан аварийным в конце 2009-го. Он включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Реализация программы будет происходить в три этапа: первый - 2013-2014 год, второй - 2014-2015-й, третий - 2015-2016-й. В соответствии с этими планами, расселение дома № 20 по Ладо Кецховели запланировано на первое полугодие 2015-го.
Ещё один дом № 20, литер А2 - жилой, одноэтажный трёхквартирный. Аварийным он не признан, в связи с чем вопрос о расселении жителей в настоящее время не рассматривается.
Наконец, на улице Ладо Кецховели есть дом № 20, литер А3 - одноэтажный жилой четырёхквартирный. Здание было признано аварийным только в июне 2012-го, а поэтому в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не попало (в неё включаются дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года). Однако снос ветхого жилья и переселение его жителей в новые дома являются приоритетами современной государственной политики, поэтому средства на данные цели выделяются каждый год. Уверен, расселение дома будет включено в одну из краевых или муниципальных программ.
«При взгляде на строящийся бизнес-центр на углу улиц Ладо Кецховели и Советской всё время возникает вопрос: а где будут парковаться машины работников центра и посетителей? Участок со всех сторон зажат постройками: детская туберкулёзная больница, жилые дома, за которыми здание управления метростроя. Если ветхие жилые дома, которые стоят рядом, включены в реестр аварийных и подлежат расселению, то уж не за счёт ли средств бюджета будет освобождено место под парковку машин коммерческого здания? Валентина».
Действительно, тема парковок в общественных коммерческих центрах для нашего города сегодня крайне актуальна. И совершенно согласен с тем, что решаться она должна не за счёт бюджетных программ переселения жителей из ветхих и аварийных домов. К слову, на территории, о которой пишет читатель, на месте аварийного жилья, согласно проекту планировки района Николаевский, после сноса появится благоустроенная зона. Машины же сотрудников и посетителей строящегося на улице Ладо Кецховели бизнес-центра, согласно проекту, будут располагаться на двухэтажной подземной парковке на 76 машиномест и парковочных местах, которые появятся на прилегающей к этому зданию территории.
«Возможно ли узнать о текущем состоянии градостроительного плана, предусматривающего строительство автодороги под окнами жилого дома по адресу ул. Алеши Тимошенкова, 131 со стороны дороги на полигон. В отделе генплана утверждают, что прямо под окнами дома будет дорожная развязка, автобусную остановку перенесут, а близлежащие продуктовые магазины будут демонтированы. Жильцы категорически против такого строительства, возможно ли как-то повлиять на планы администрации города? Иван».
В настоящий момент идёт разработка генерального плана города, а также новой комплексной транспортной схемы. Пока их не примут, утверждать, что дорога пройдёт именно рядом с домом, о котором пишет читатель газеты, рано. Концепция генплана и транспортной схемы будет представлена в декабре, а до конца следующего года документы выставят на общественное обсуждение. И тогда все красноярцы получат возможность познакомиться с этими проектами, а также внести свои замечания и пожелания, в том числе и по поводу строительства дороги на улице Алёши Тимошенкова. Так что повлиять на планы развития города жители могут. О том же, где и когда состоится обсуждение основных градостроительных документов, мы, безусловно, сообщим через средства массовой информации.
«Серьёзные наводнения, участившиеся в последнее время, приносят много бед и неприятностей. А в Красноярске порой здания строят совсем близко с Енисеем. Не опасно ли это? Марина Сергеевна».
Как показывает опыт, строить дома рядом с рекой действительно довольно опасно. Наводнения, в результате которых люди остаются без жилья, пусть и не такие масштабные, как на Дальнем Востоке, случались и в нашем городе. Поэтому, чтобы в будущем избежать рисков, были разработаны изменения в Правила землепользования и застройки города Красноярска.
Во-первых, эти поправки устанавливают границы зон, подверженных паводкам. При подготовке документа специалисты выделили территории, максимально затапливаемые один раз в сто лет.
Во-вторых, изменения предусматривают ограничение возведения в потенциально опасных зонах, как жилых домов, так и иных объектов капитального строительства. Но, отмечу сразу, что в таких привлекательных местах у воды разрешается организация массового сезонного отдыха граждан, естественно, в том случае, если для этого не нужно строить капитальные объекты. Также разрешение на возведение зданий в прибрежных зонах можно получить после принятия мер по инженерной защите территории от затопления.
Более подробно с проектом вносимых изменений в Правила землепользования и застройки жители городского округа могут ознакомиться сегодня по адресу: улица Железнодорожников, 15, 1-й этаж, где организована экспозиция материалов по данной теме, а также на официальном сайте администрации города Красноярска www.admkrsk.ru/Город сегодня/Градостроительство/Публичные слушания. Замечания и предложения по данному проекту принимаются в письменном виде до 3 ноября по адресу: г. Красноярск, ул. Железнодорожников, 15 (единая канцелярия департамента градостроительства). По всем интересующим вопросам можно звонить в управление архитектуры по телефонам: 226-19-31, 226-19-32.
Андрей Лапицкий, заместитель главы города - руководитель департамента градостроительства