Новости

Как сдают экзамены водители-мигранты

Как сдают экзамены водители-мигранты

Стоп, машина?

«Я слышал, что с начала ноября водители-иностранцы, которые не сдали экзамен на российские права, не будут допускаться к управлению автобусами. В нашем городе мигрантов за рулём очень много, и я что-то сомневаюсь в том, что они вовремя сдали теорию и практику вождения по нашим законам. А если так, то кто будет перевозить людей? Или всё-таки водители-иностранцы справились с билетами теоретического экзамена? Александр».

Если отвечать на вопрос читателя коротко, то по большому счёту иностранные водители, работающие в сфере общественного транспорта, с теоретическим экзаменом не справились. Конечно, среди них есть такие, кто подтвердил свои знания и практические навыки, но их количество на сегодняшний день составляет менее трети от 286 трудовых мигрантов, занятых на пассажирских перевозках в Красноярске. В любом случае ещё ни одному иностранному водителю не удалось сдать теоретический экзамен по ПДД с первого раза.

Такая ситуация характерна для всей страны. Например, в Челябинске из 220 водителей-иностранцев сдать теоретический экзамен с первого раза смогли только 47 кандидатов. По данным ГИБДД, число иностранных водителей, сдающих теоретический экзамен с первого раза, не превышает 16 процентов.

В итоге получить российские права к началу ноября успевали далеко не все водители. В транспортных компаниях забили тревогу, и государство пошло на уступки - теперь у мигрантов, осуществляющих коммерческие перевозки, есть ещё шесть месяцев на то, чтобы заменить права. Депутаты Государственной думы одобрили проект закона, который предоставляет профессиональным водителям-иностранцам отсрочку для обмена национальных водительских прав на российские до 14 мая 2014 года.

- На конец прошлой недели из 286 водителей-мигрантов, работающих в Красноярске, к нам на экзамены пришли 186 человек, - говорит Константин Шульц, начальник отделения ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское». - Из этого количества успешно сдали все экзамены только 25 человек. Мы связываем это с двумя основными проблемами, характерными для иностранцев. Во-первых, подавляющее большинство из них попросту не умеют обращаться с компьютерами, на которых проводится проверка теоретических знаний. Во-вторых, мешает языковой барьер - единицы способны правильно понять заданный им вопрос. То есть фактически иностранный водитель, может быть, и знает, как правильно действовать в той или иной дорожной ситуации, но убедительно продемонстрировать свои знания во время экзамена он не в состоянии.

Если бы закон обязывал иностранцев, уже имеющих водительские удостоверения, полученные у себя на родине, и желающих теперь получить российские права, проходить обучение в лицензированных автошколах, то процент успешно сдавших экзамены был бы выше. Однако в соответствии с буквой законодательства такие водители не считаются получающими права впервые. Они всего лишь проходят переквалификацию, и проходить дополнительное обучение не обязаны.

Но среди красноярских перевозчиков есть и ответственные предприниматели, которые за счёт предприятия организовали обучение своих водителей. Причём для организации нормального учебного процесса им пришлось приглашать не только преподавателей автошколы, но и… переводчиков. Вот только, судя по результатам, это мало помогло. Большинство водителей, сдавая теорию, всё равно допускали неприемлемое количество ошибок в билетах. Об этом рассказывают представители общественности, которые присутствовали на проверке знаний.

- В среднем иностранные водители допускают в одном билете около шести-семи неправильных ответов, - говорит Елена Южакова, член общественного совета при МУ МВД России «Красноярское». - У некоторых количество ошибок доходит до 14. Причём часто водители-мигранты демонстрируют незнание элементарных требований правил дорожного движения, за которые, кстати, предусмотрены самые строгие санкции. Например, на вопрос, можно ли пересекать двойную сплошную, многие из них отвечают, что можно, если на дороге возник затор.

Ещё одним пока непреодолимым препятствием перед получением иностранцами российских прав стали «законодательные завихрения». Введя в закон требование всем водителям-мигрантам получить российские права, правительство за полгода так и не смогло определиться с регламентом (правилами), предусматривающим порядок замены водительских документов у иностранцев. То есть экзамен можно сдать на отлично, а вот права всё равно не дадут.

Анатолий ЗУЕВ, заместитель руководителя департамента транспорта администрации Красноярска:

  • Часть перевозчиков, работающих на пассажирских маршрутах города, зарегистрированы в прилегающих к Красноярску районах, и их водители сдают экзамены в отделах ГИБДД по месту регистрации фирмы. С учётом этих данных можно сказать, что экзамен сегодня сдала примерно треть водителей-иностранцев, работающих на общественном транспорте нашего города. При этом, как ни считай, а остаётся очевидным, что значительная часть водителей, к сожалению, не имеют пока достаточной квалификации, чтобы получить новое водительское удостоверение и подтвердить тем самым свои профессиональные навыки.

Нюанс:

Теперь нельзя сдавать экзамены на получение водительского удостоверения на основе самоподготовки (экстерном). Получить права можно будет только после окончания автошколы, которая имеет соответствующую лицензию.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА