Новости
Город с характером: Красноярск хореографический
Яркая, насыщенная, сияющая… Танцевальную жизнь Красноярска можно сравнить с иллюминацией, которая украшает улицы праздничного города. Её отличает тот же блеск, только сияют уже не лампочки, а отделка костюмов и глаза артистов, а также их поклонников. Танцы, как и фонтаны, мостовые, архитектурные элементы, стали неотъемлемой чертой характера нашего города. Такой он - наш Красноярск… хореографический.
В краевом центре немало танцевальных кружков, ансамблей, студий, где занимаются красноярцы самого разного возраста. И многие из этих самодеятельных коллективов показывают настоящий профессиональный класс. Но чтобы описать их все, не хватит и целой газеты. Поэтому мы, отдавая должное любителям, остановимся на деятельности профессионалов. Тех, кто составляет настоящую хореографическую славу Красноярска.
Визитка Красноярска
Стать после хореографического училища артистом ансамбля «Танцы Сибири» им. М. Годенко для выпускников настоящая удача. Танцевать в легендарном коллективе - работа для избранных. Считается, что ансамбль собирает самых маститых исполнителей народного танца.
Ансамбль «Танцы Сибири» появился в нашем городе задолго до основания хореографического училища и открытия театра оперы и балета, в далёком 1960 году. Но за годы и десятилетия знаменитый коллектив лишь укрепил своё место на хореографическом Олимпе. Ему восторженно рукоплещут зрители более чем 70 стран мира.
Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз (модерн-танцовщица Марта Грэхем)
Большая редкость застать коллектив в нашем городе. Вот и сейчас, как рассказала пресс-секретарь ансамбля «Танцы Сибири», артисты уехали в гастрольный тур: сначала Челябинск, где проходит фестиваль «Синегорье», затем Новосибирск и Томск. «В родном Красноярске нынешней осенью наш коллектив выступит на площадке Большого зала филармонии дважды: 22-го и 23 ноября», - добавила Людмила Фризицкая.
Всего в коллективе, включая репетиторов, звукорежиссёров, балетмейстеров-хореографов, около 80 сотрудников. Золотым фондом ансамбля по-прежнему остаются танцевальные композиции «Сибирь моя», «У колодца», «Вдоль по улице», «Сибирская потеха», «Птичий двор» и «Казачий пляс».
«Родильное отделение» профессиональных балерин
Первых деток к станку в хореографическом училище Красноярска пригласили в 1978 году. И вот уже 35 лет в старинном здании на центральной улице города учащиеся ежедневно тянут носочки и оттачивают до совершенства всевозможные «воротца», «корзиночки», «гармошечки», «верёвочки» и присядки с «ковырялочкой». В училище сегодня бережно хранят все лучшие творческие традиции. Здесь работают заслуженные преподаватели и концертмейстеры, чьи выпускники трудятся в самых престижных труппах страны.
В Красноярском хореографическом училище два отделения - классического и народного танца. Их выпускники - профессиональные артисты балета и народных ансамблей. Процесс подготовки танцора длится долгие годы. На классическое отделение дети поступают, будучи третьеклашками общеобразовательной школы, и учатся там целых восемь лет. А те, кто постигает высокое искусство народного танца, занимаются пять лет.
Стоит признать, что далеко не все ученики доходят до выпуска: путь к высокому мастерству могут преградить изнывающие суставы и боль в позвоночнике, а также серьёзные нагрузки, без которых, увы, не стать мастером сцены. Вот что рассказывает об этом Елена Травникова, которая работает здесь концертмейстером со дня основания хореографического училища.
- Полуторачасовые растяжки и шпагаты - это только часть того, что следует освоить будущим артистам балета, - рассказывает Елена Николаевна. - Здесь много специфических предметов, а параллельно ещё нужно изучать школьную программу. Всё это, на мой взгляд, требует от детей невероятной работоспособности. И они справляются!
Классический, современный, народно-сценический, исторически-бытовой танец XVI, XVII веков, дуэтный с поддержками, а также ритмика, гимнастика и актёрское мастерство - всё это дисциплины, которые непременно должны освоить за годы обучения танцоры. Но, глядя на то, как они порхают по сцене, кажется, что всё легко и просто, естественно и красиво… И в этом проявляется настоящее мастерство артиста!
От оперы до балета
Одно из престижных мест, куда может попасть талантливый «новорождённый артист», хорошо всем известный Красноярский театр оперы и балета. Свой первый сезон он открыл в 1978 году (таким образом, наш оперный театр и хореографическое училище являются ровесниками). В день открытия состоялась премьера оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», в котором второй акт, под названием «Половецкие пляски», отводился балету. Этот спектакль стал своеобразной визитной карточкой оперного. Первым же балетом, показ которого состоялся 21 декабря 1978 года, стало «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. С каждым годом театр только преображался - как внешне, так и репертуарно, а заодно прославлял своих мастеров.
История одной балерины
Кто может лучше рассказать о жизни балерины, чем сама артистка балета? Только её мама. Ведь она проходит через все этапы становления мастера сцены вместе с дочерью, переживая взлёты и падения подчас куда больше, чем её ребёнок.
Чем топать ногами от злости, лучше научись степу (актёр и хореограф Фред Астер)
Нам повезло - мы встретились с мамой примы-балерины Анны Оль, которая в 2003 году успешно окончила Красноярское хореографическое училище, служила в труппе нашего театра оперы и балета, а сегодня является солисткой Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Как вспоминает Ирина Петровна, артистизм у дочери проявился с детства. Она с особым рвением участвовала в спектаклях и праздничных мероприятиях. «После занятий балетом Аня превозмогала боль и терпела усталость, но не бросала это дело, - делится её мама. - Балет определил многие черты характера дочери. Она стала целеустремлённой, трудоспособной буквально до фанатизма. Аня положила на алтарь искусства всё своё свободное время». Родители балерины, пока она работала в Красноярске, не пропустили ни одной премьеры дочери. У них даже схожи предпочтения по поводу любимой партии - Джульетта из Шекспира.
Несмотря на то, что Анна Оль теперь верна другому театру, всё же родной театр оперы и балета, которому она была преданна в течение девяти лет, оставил весомый отпечаток в её жизни. «В этом театре Аня выросла творчески, она задавалась целями и мечтами, а он помогал ей их воплощать, - рассказывает Ирина Петровна. - У неё остались там друзья, да и вообще она постаралась со всеми сохранить добрые отношения».
Разбогатеть на балете, по мнению Ирины Оль, мало у кого получится: «В провинциальных городах и вдали от столичных мерок зарплаты у людей искусства, к сожалению, малы. Балетным семьям приходится очень непросто. Здесь своя система вознаграждения, поэтому, если ты не в первых партиях, то в достатке жить получится вряд ли. На балете, увы, не разбогатеешь, но здесь ценно другое…»
Тело танцора - это просто светящееся проявление его души (основоположница свободного танца Айседора Дункан)
А тем родителям, которые видят в своих детях будущих артистов балета, Ирина Петровна советует: «Творческий путь балерины непредсказуем, поэтому мамам и папам нужно запастись терпением, ведь танцовщицам может сопутствовать немало неудач и разочарований. Только единицы достигают в этом деле большой славы и признания. Родители не должны заболеть вместе с детьми стремлением выбиться в лучшие из лучших, наоборот, иногда должны приземлять своих дочерей и сыновей. Вот только с тем, что у чада будет весьма нестандартный жизненный путь, им придётся смириться. Специфика профессии подразумевает позднее рождение детей, некоторые проблемы здоровья и ранний выход на пенсию. Поэтому, пожалуй, самое главное - это моральная поддержка и, конечно, мудрый родительский совет в нужный момент».
Синтез свободы и современности
Не все профессиональные танцоры вписываются в балетную классику или народную хореографию. У некоторых мастеров душа требует настоящей свободы, им ближе раскованность и экспромт. Такие артисты в нашем городе могут попытать счастье в свободном балете Валерия Терёшкина.
Этот коллектив весьма популярен среди красноярских зрителей. Местная аудитория полюбила его за необычные постановки, в которых может быть задействован любой предмет, даже… обычный стул. Для экспрессии. А вообще, на концертах свободного балета надо быть готовым к любым неожиданным поворотам сюжета.
Труппа завоевала свою аудиторию поклонников не только в родном городе, их хорошо знают и в России, и за рубежом - в Мексике, Китае, США, Германии, Франции, Японии, Чехии. Репертуар балета игривый и порой неожиданный. Это танцевальные спектакли «Розовая пантера», «Мадам Свинг», «Мистер Блюз, или После Чикаго», джаз-фэнтэзи «Ночные фрески», «Утроденьвечерночь», «Это мой Фосс!» и «Тыл». Последний - спектакль-аллегория, посвящённый 65-летию великой Победы. Балет также претендует на одну из самых ярких составляющих «хореографического характера Красноярска».
А знаете ли вы, что…
В 1967 году в Тунисе состоялся Международный фестиваль-конкурс народного танца, в котором приняли участие 13 стран. Советский Союз на этом конкурсе представлял Красноярский ансамбль танца Сибири.
Художественным руководителем ансамбля М. С. Годенко была создана большая хореографическая композиция «Зимние игры» по мотивам известной картины великого русского художника, уроженца Красноярска, В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», где выразительно показывалась бесшабашная удаль, смекалка и ловкость русского человека
Сборник А. И. Мельника и А. А. Вагнера «Танцы Сибири» - единственный источник, позволяющий восстановить самые первые композиции ансамбля. «Сибирский лирический», «Ненецкие танцевальные картинки», «Черемховская кадриль» и «Рожь» описаны в сборнике по следующей схеме: краткое содержание танца, костюмы исполнителей, описание танца, включающее в себя рисунки и все движения в «потактовом» исполнении, а также нотный музыкальный материал.
В 2013 году ансамбль в течение двух месяцев выступал на лучших концертных площадках Китайской Народной Республики. За время гастролей коллектив побывал в 34 городах Китая.