Новости

Евгения Бухарова: «Будущее Красноярска надо строить совместными усилиями»

Евгения Бухарова: «Будущее Красноярска надо строить совместными усилиями»

Свежий взгляд дорогого стоит

Директор института управления, экономики и природопользования СФУ Евгения Бухарова в представлениях не нуждается. Но сегодня мы представляем её в другом статусе: депутата городского Совета, председателя комиссии по экономической политике, собственности и содействию развитию предпринимательства.

- Что послужило для Вас решающим доводом для участия в выборах в городской Совет?

- Наше поколение привыкло работать, причём работать на результат. И когда видишь, что результативность твоей деятельности уменьшается, то начинаешь в этих причинах разбираться. А так как я работаю в области экономического и управленческого образования, то вижу тенденции рынка труда: кто влияет на его формирование, как меняются требования к компетенциям выпускников. Здесь много заказчиков, и одним из самых серьёзных является Красноярск как город-миллионник. Однако, с одной стороны, мы в последние годы наблюдаем процессы переформатирования городской экономики, а с другой стороны - ряд внешних условий, которые не позволяют городу использовать его потенциал.

В рамках действующего бюджетного федерализма межбюджетные отношения сегодня развиваются в том направлении, которое ограничивает потенциал развития муниципалитетов. Несомненно, главным драйвером социально-экономического роста являются муниципалитеты, города - там живёт население, там создаётся и созидает бизнес. Практически же в рамках существующей вертикали межбюджетных взаимоотношений большая часть создаваемых финансовых ресурсов развития изымается.

- Но межбюджетные отношения - федеральная проблема.

- Поэтому я и говорю об активной позиции муниципалитетов в процессе совершенствования принципов межбюджетных отношений. Мы должны в этом смысле не только сформулировать новые подходы, но и занять согласованную позицию с Законодательным собранием края, которое имеет право законодательной инициативы. Конечно, наивно полагать, что если мы первыми выйдем с такими инициативами к федеральному центру, то ситуация мгновенно изменится. Нужно, чтобы предложения были поддержаны другими субъектами и муниципальными образованиями Российской Федерации.

- Считаете ли Вы, что проблемы города - результат управленческих ошибок?

- Я считаю, что говорить о том, что кто-то конкретно ошибся, абсолютно неправильно. Это диспропорции развития, накопленные за многие годы. Начнём с того, что Красноярск всегда позиционировался как город индустриальный. Сейчас ситуация изменилась. Я не утверждаю, что город в будущем потеряет индустриальный облик. Но ряд промышленных гигантов, что были в советское время, безвозвратно потеряны - про них надо забыть. Те, кто выжил и активно развивается, - честь им и хвала. У города немного финансовых ресурсов, но у него есть другие ресурсы - человеческий потенциал, инфраструктура, земля, административные институты, мобилизация которых должна быть направлена на поддержку и создание условий для их дальнейшего развития.

Необходимо переосмысливать новую структуру и масштабы производства, изучать и выходить на новые рынки, активизировать процессы модернизации и технического перевооружения. Есть отрасли, на которые город не может напрямую влиять, например, предприятия оборонного комплекса. Но они оказывают ощутимое влияние на социально-экономическое положение города. Сейчас в рамках трёхлетнего федерального бюджета для Министерства обороны закладываются финансовые ресурсы для технического перевооружения армии к 2020 году. Очень важно, чтобы наши предприятия по максимуму были включены в федеральные программы. В каких масштабах и на какой период, зависит в значительной степени от качества и численности кадрового потенциала, уровня развития образования и исследований в вузах и институтах города. Условия же для развития и закрепления квалифицированных кадров во многом определяются условиями жизни и качеством городской среды. А это напрямую зависит от качества управления городом.

- Но совместить интересы бизнеса и региона не всегда удаётся.

- Действительно, пока не решён вопрос взаимодействия с нефтегазовой отраслью. Мы должны признать честно, что Ванкорский проект не сработал в крае и городе как межотраслевой мультипликатор. В частности, промышленные предприятия Красноярска не получили те заказы, на которые мог бы рассчитывать. Сейчас город совместно с краем, учитывая опыт реализации Ванкора, прорабатывают вопросы дальнейшего взаимодействия с нефтегазовой отраслью, потому что на очереди стоит освоение Юрубчено-Тахомского месторождения. Мы должны по максимуму задать условия нашего участия в этом проекте, чтобы они стали факторами развития внутрирегиональных рынков и промышленности Красноярска.

- Существует мнение, что миллионное население для Красноярска избыточно.

- Я не думаю, что это - правильная позиция. Укрупнение городов - общемировой тренд. Красноярск как «точка конденсации» располагает большим потенциалом. С одной стороны, это дополнительная нагрузка на социальную инфраструктуру, усложнение процессов управления городом. Но, с другой стороны, это создает дополнительный импульс и расширяет внутренний рынок для развития компаний в отраслях, которые связаны с конечным потреблением, строительством, сферой услуг. Нужно развивать эти ниши, поддерживать в них новые проекты местных бизнесов, так как в условиях глобальной конкуренции входные барьеры в эти отрасли очень высокие. Поэтому если какой-то бизнес запускается, и мы хотим поддержать его своими ресурсами, то мы должны понимать, как этот бизнес будет входить на рынок и каковы его перспективы. А те, кто за него отвечает, должны играть с открытыми картами и разделять бремя социальной ответственности.

- Видите ли Вы понимание со стороны исполнительной власти города?

- Я думаю, что проблемы, которые стоят перед городом и необходимость внедрения новых подходов к их решению, прекрасно осознаются администрацией города. Но вопрос: с чего начать преобразования? Ведь в существующей сложной системе любые преобразования - это дополнительный элемент хаоса к тем проблемам, которые ещё не решены. Поэтому всё нужно делать очень продуманно, деликатно, поскольку это конкретные люди, конкретные сферы деятельности, притом сферы деятельности, которые непосредственно связаны с человеком: образование, здравоохранение, социальная защита, ЖКХ. Требуется время и дополнительные усилия, чтобы выработать и обсудить с общественностью системные стратегические подходы выхода из сложившейся ситуации, и сделать выбор одной из альтернатив развития.

Мне импонирует (и когда я избиралась, то говорила об этом) то, что город работает над новым генеральным планом. Нужно переосмыслить ту градостроительную ситуацию, которая сложилась у нас.

- В каком направлении?

- Генеральный план - это не программа и не стратегия социально-экономического развития. Но при его создании необходимо сформировать стратегическое видение будущего облика города на основе конкуренции концептуальных подходов. Если мы предполагаем, что это не будет город крупной индустрии, а город, развивающий сферу предоставления сервисов, образования, инновационных бизнесов, то это означает, что мы должны трансформировать облик городской среды. Необходимо новое зонирование городского пространства. Необходимо решать транспортные проблемы не только изменением схем переключения светофоров и маршрутов. Если мы намерены строить современные магистрали и развязки, то должны знать, где и как они пройдут. Поэтому для меня абсолютно понятно и оправдано то, что заказано проектирование и генерального плана города, и комплексной транспортной схемы.

- В чём заключается стратегическая роль городского Совета?

- Сложность работы администрации в том, что нужно одновременно решать текущие проблемы, которые нарастают как снежный ком, и ставить стратегические цели. Текущие проблемы порой просто захлёстывают. Но есть и стратегические задачи, которые необходимо реализовать не в виде абстрактных пожеланий, а в конкретных документах. Горсовет с администрацией города, населением и бизнесом должны этот двуединый процесс совершенствовать. Депутаты, с одной стороны, люди, которые так не погружены в текущие задачи управления, и могут взглянуть на ситуацию со стороны, как говорится, незамыленным взглядом. Свежий взгляд, я считаю, дорогого стоит, и ресурс этот надо использовать.

- Выстраивается ли такая схема работы?

- Сегодняшний период ещё не показателен. Люди, пришедшие в горсовет, пока в большей степени фиксируют отдельные текущие чаяния населения. Это правильная позиция, но она не только одна должна быть доминантой. Нельзя в миллионном городе решить все отдельные проблемы каждого человека. Как только это становится понятным, ты начинаешь осознавать необходимость поиска решений системных, стратегических вопросов. Но нужно время. Время для того, чтобы выделить стратегические приоритеты, понять институциональные границы для принимаемых решений и перестать связывать существование проблем только с отдельными личностями. Ища врагов в конкретных людях - не решим проблемы. И ещё одно очень важное замечание: наши решения должны быть законными. Иначе мы подставляем и мэра, и себя, и город.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА