Новости
Когда остановятся цены на бензин в Красноярске
Рост без предела
Красноярск вновь сотрясает бензиновая тема. Для города, занимающего вторую позицию в России по числу автомобилей на душу населения, вопрос этот действительно всеобщий. И можно понять возмущение автомобилистов, видящих на автозаправках новые (и, естественно, более высокие) цены. Впрочем, почему естественно? На самом деле ГСМ дорожают не всегда. Бывают радующие автомобилистов времена, когда цены на топливо, напротив, снижаются. Ещё недавно в Красноярске был именно такой период. Если в марте этого года цена за литр бензина марки АИ-92 пробила отметку 28 рублей, то к маю она снизилась до 27,42 рубля. Небольшой рост наметился в августе, а затем цены совершили головокружительный прыжок, походя миновав мартовский предел, и стабилизировались, только преодолев планку 29 рублей. Да и стабилизировались ли?
Не менее грустная картина складывается и на рынке дизельного топлива. Так, за два предыдущих месяца этот вид горючего подорожал на 50 копеек. А недавно одна из сетей АЗС в Красноярске резко повысила стоимость литра солярки до 35,5 рубля. На других заправках цены пока остаются прежними - 32 рубля. Однако перевозчики прогнозируют: стоимость резко повысится уже через две недели. Комментируя ситуацию в СМИ, руководитель ассоциации перевозчиков Красноярска Михаил Омышев заявил, что ожидает роста на два и даже 2,5 рубля.
Естественно, стоимость топлива сегодня напрямую касается всех жителей города - и тех, у кого есть машины, и тех, кто не имеет авто и передвигается на общественном транспорте. Ведь в основном это автобусы, которые работают на органическом горючем, произведённом из нефти - бензине и солярке. Между тем красноярские перевозчики ещё летом текущего года начали настаивать, что после трёх подряд повышений цен на нефтепродукты для нормальной работы общественного транспорта тарифы на проезд необходимо поднять до 18-20 рублей. А после нынешнего ценового скачка появились панические слухи, что некоторые автопредприятия в ближайшее время вообще прекратят выпускать автобусы на линию.
Никаких демаршей подобного рода от перевозчиков не поступало, - пояснила пресс-секретарь городского департамента транспорта Светлана Арсеньева. - Перевозчики прекрасно понимают свою социальную и договорную ответственность. Что касается дополнительных издержек, вызванных удорожанием горючего, то предприниматели предоставили министерству транспорта Красноярского края уточнённые расчёты для обоснования новых тарифов.
В ноябре к нам поступило необходимое количество заявлений от перевозчиков для пересмотра тарифа, - подтвердила пресс-секретарь министерства транспорта Алёна Лунёва.
Цены на бензин уже преодолели планку в 29 рублей за литр, а перевозчики прогнозируют, что в скором времени поднимется и стоимость дизельного топлива.
- Но мы запросили дополнительную информацию, так как документы были предоставлены не в полном объёме. На сегодняшний день эта информация получена. Сейчас у нас есть порядка двух месяцев для расчёта тарифа и работы тарифной комиссии. О том, как выросли цены на топливо, мы, естественно, знаем. Конечно, стоимость бензина будет учитываться при расчёте, так как это один из основных показателей расходов перевозчиков. Расчёт будет производиться с учётом баланса «перевозчик - пассажир», а также социальной ответственности перед гражданами.
Прогнозировать, какова будет величина тарифа, естественно, пока рано. Однозначно она будет выше сегодняшней. С другой стороны, минтранс до сих пор принимал тарифы меньшие, чем запрашивают перевозчики. Есть ощущения, что идёт своеобразная игра: предприниматели запрашивают больше, чтобы получить хоть что-то. Однако сомневаться в профессиональной квалификации комиссии минтранса нет никаких оснований, ибо, несмотря на то, что перевозчики регулярно получают меньше, чем хотели, с рынка никто не уходит. Так что фатальных последствий для общественного транспорта не предвидится. Конечно, за счёт роста тарифов для населения. А рост тарифов в свою очередь ограничен пределом, до которого будут расти цены на топливо.
Остаётся задаться вопросом: а где он, этот предел? Надо понимать, что в глобальном смысле увеличение цен на горюче-смазочные материалы будет продолжаться. Этот процесс обусловлен, в том числе, и обязательствами России перед ВТО. Всемирная торговая организация относит низкие внутренние цены на энергоносители к запрещённым субсидиям и требует уравнивания этих цен с мировыми. Кто-то расценивает такое условие как явно дискриминационное. Ведь климатические условия страны таковы, что наши энергетические затраты априори больше, чем в США и Европе. На бытовом, «автомобильном» уровне это знает каждый водитель. Сколько раз надо прогревать машину в 30-градусный мороз? Вот то-то и оно.
Другие считают, что проблему надо переводить в задачу, а задачу - в решение. И если цены на энергоносители приближаются к мировым, то для россиян это стимул внедрять энергоэффективные технологии.
Но вопрос-то в другом. Если рост цен на бензин - явление объективное, то почему он неравномерен в разных регионах страны?
- На мой взгляд, есть единственное разумное объяснение, - считает председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев, - именно разумное, а не то, которое предлагают нефтяные компании. Разный уровень доходов населения может объяснить различия в ценах у одной и той же оптовой продающей компании. Условно говоря, «Роснефть» в Хакасии, в Кемеровской области продаёт нефтепродукты дешевле, чем в Красноярском крае. И объяснение этому может быть только одно: средняя зарплата и средние доходы населения в Красноярском крае выше, чем в упомянутых субъектах. И поскольку мы работаем в условиях, которые принято называть рыночными (хотя они таковыми не являются), то цены выставляются такими, при которых население будет покупать бензин…
Вот она, оборотная сторона первенства Красноярского края по доходам населения. Впрочем, первенства весьма и весьма относительного. Ведь если в Красноярском крае, по данным Росстата, в первом полугодии 2013 года доходы на душу населения составили 21672,6 рубля, и мы действительно далеко опережаем Кемерово и Хакасию, то среднедушевые доходы по России - 23076,2 рубля. А вот с точки зрения цен на бензин ситуация почему-то выглядит совершенно иначе.
Видимо, дело всё-таки в условиях, «которые принято называть рыночными, хотя они таковыми не являются». По той очевидной причине, что рынок и монополия - вещи взаимоисключающие. И когда оптовый рынок поставок нефтепродуктов монополизирован, продавец может назначать цену по одним ему ведомым мотивам. Впрочем, мотив всегда один и тот же: продать бензин настолько дорого, насколько это возможно без экономических и политических издержек для компании. Понятно ведь, что 300-процентное увеличение вызовет крайне жёсткую реакцию и общества и власти. А так, постепенно, «по вершочку, по шажку», вполне ничего себе получается. И в этом смысле отдельные снижения цен в отдельных регионах ничего в общей картине не меняют, поскольку тенденция удорожания нефтепродуктов одинакова, что для всей России в целом, что для каждого региона в отдельности. Ведь и в Красноярске были периоды, когда стоимость бензина ненамного, но уменьшалась. Но эти счастливые для автомобилистов моменты имеют отношение скорее к политике, чем к экономике.
Динамика цен на топливо в Красноярском крае (руб. за литр)
Год | Дизельное топливо | Бензин марки АИ-92 |
2007 | 20,9 | 21,65 |
2011 | 26,45 | 26,47 |
2012 | 31,3 | 27,77 |
октябрь 2013 | 32 | 29,31 |