Новости

Жизнь за Шекспира

Жизнь за Шекспира

Как костюмер становится жрецом

Парадоксально, но факт: отчего-то закулисная жизнь актёров волнует зрителя или читателя всегда. Кто на ком женат, что кушает на завтрак примадонна, какого цвета у первого красавца экрана носки... Словом, так и норовим прильнуть к замочной скважине... Но в этот раз за дверью, которую приоткрыли для красноярского зрителя актёры и главный режиссёр театра Пушкина Олег Рыбкин, совсем непривычная нам, жителям XXI века, необременительная, скандальная хроника от светских репортёров-сплетников... За ней оказались и жизнь, и слёзы, и любовь, и даже настоящая смерть.

Пьеса «Костюмер» Рональда Харвуда, по которой драматический театр имени А. С. Пушкина на днях представил премьеру, напоминает немалочисленные произведения других авторов, посвящённые величайшему изобретению человечеству - театру. Вспомните хотя бы «Театр» Моэма. Но хотя Харвуд далеко не первый, кто обратился к этой теме, его история не менее ценная и интересная. Более того, она автобиографичная. После обучения в Королевской академии драматического искусства Харвуд присоединился к труппе театра Shakespeare Company сэра Доналда Волфита. С 1953-го по 1958 год писатель был личным костюмером сэра Доналда. Позже, опираясь на свой опыт тех лет, он написал пьесу «Костюмер».

Если верить английскому драматургу, театр и сцена - явления магического порядка. Иначе как объяснить то, что взрослые люди изо дня в день готовы мазать себе лицо краской, рядиться в чудные одежды и произносить чужие слова… Ещё страннее, что свою жизнь на заклание театру готовы отдавать люди, которым никогда не суждено блистать в свете рампы, купаться в овациях и славе... Они бойцы невидимого фронта, готовые умереть за свой театр, сделать всё возможное и невозможное, чтобы представление состоялось. Казалось, какое дело грузному немолодому костюмеру-выпивохе Норману (заслуженный артист Андрей Киндяков), выйдет ли его хозяин на сцену, но он готов пожертвовать собой, только чтобы старый, больной, полусумасшедший актёр сэр Джон (народный артист Валерий Дьяконов) сыграл короля Лира.

Но так ли бескорыстны жертвы плута-костюмера? Зачем он надрывается почти каждый вечер, приводя актёра в чувство? Зачем превращает мнительного маньяка в величавого покорителя зрительских сердец, первого трагика Королевства? Может, для того, чтобы почувствовать себя хоть на минуту кукловодом, вершителем судеб? Ведь не подскажи он старому актёру, что тот сегодня играет Лира, а не Отелло, всю труппу ждёт грандиозный провал. Норман, прослужив у сэра почти двадцать лет, ревнив и мнителен, не подпускает к нему близко не только молоденьких актрисулек, влюблённую старую деву - помощника режиссёра, поклонников, но даже жену сэра пытается держать на расстоянии. Ведь только он, Норман, знает, что нужно хозяину... Таков костюмер Андрея Киндякова - два в одном: то маленький человек, неудачник, то жрец Мельпомены. Любопытно, что эта роль для Киндякова может стать переходной в новое амплуа: от героя-любовника, обаятельного рубахи-парня к возрастным, но при этом более интересным с психологической точки зрения персонажам.

В новом спектакле Олег Рыбкин вывел на сцену тяжёлую артиллерию: все участники проекта, кроме исполнителей двух ролей - Анастасии Мелевановой (Айрин) и Марка Парасюка (Джеффри), заслуженные и народные. Впрочем, отсутствие званий не помешало актёрам быть на уровне, органично вписаться в ансамбль.

Вообще, надо отметить, что этот спектакль - очень актёрский. Практически каждому исполнителю автор предоставил возможность показать себя во всей красе, блеснуть мастерством. Чем не преминули воспользоваться актёры пушкинской труппы. Удивительно хороша в роли Миледи (и не только внешне) заслуженная артистка России Елена Привалихина - перед нами уставшая от гастрольных переездов, вечной неустроенности и войны «Марлен Дитрих», ведающая об актёрстве и жизни почти всё. Знает она и о том, что ещё немного, и она уйдёт в тираж, и что, как бы ни уговаривала себя, она не сможет жить без театра. Чрезвычайно трагична судьба Мэдж (заслуженная артистка Светлана Сорокина). Любовь к сэру Джону лишила её возможности иметь нормальную семью, дом - она, как преданная собака с грустными глазами, следует за лицедеем по всему свету. Мистер Оксенби в исполнении заслуженного артиста России Владимира Пузанова - маленький потенциальный Гитлер, готовый уничтожить всех и вся за то, что мир не признаёт в нём нового великого драматурга, нового Шекспира. Он втайне боготворит и показательно ненавидит сэра Джона - ведь тот без устали играет в пьесах Шекспира и не хочет прочесть пьесу Оксенби.

Народный артист России Валерий Дьяконов выступает в роли хозяина труппы, любимца публики, бенефицианта шекспировского театра. Он стар и устал. Помимо болезней, его жизнь портит война, которая отняла у него приличных актёров - теперь в труппе мужские роли играют старики и калеки, негодные к строевой службе. Но, впрочем, когда он выходит на сцену, всё меняется: слезливый старик с затуманенным сознанием превращается в короля - короля подмостков. Только на сцене он свободен, ибо держит ответ только перед Всевышним, который когда-то посвятил его в рыцари сцены, сделал Дон Кихотом театра. Жизнь и игра - всё давно перемешалось. Важно лишь одно - творческий полёт, актёрское вдохновение. Ради этого стоило жить, и даже - умереть.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА