Новости

Школьная форма: перезагрузка

Школьная форма: перезагрузка

О чём расскажет платьице

Кто-то проносил школьную форму все 10 лет в далёком прошлом, и воспоминания эти подсвечены грустью о прекрасной ушедшей юности. Кто-то застал лишь пару-тройку лет и вспоминает с облегчением тот момент, когда дресс-код отменили. Кому-то пока ещё не довелось испытать все прелести ношения униформы. Теоретики собирают впечатления и опыт поколений, чтобы составить подробный портрет носителя школьной формы.

В последний год разговоры об униформе в школе вызвали немало споров и возражений. Государственные мужи, по словам Людмилы Алябьевой, главного редактора журнала «Теория моды», связывают с её возрождением утопические мечты о всеобщем равенстве и верят, что дети в одночасье станут послушными и прилежными.

- Обратимся к истории: обязательная униформа появилась сначала у монахов, показывающих их отдельность от мира обычных людей, - говорит Людмила Алябьева. - Потом у военных она позволяла отличить чужих на поле боя. В нашей стране широкое распространение в учебных заведениях форма получила в XIX веке. Первый её мужской вариант создавался на основе военного мундира. В то время вид формы должен был сообщать, каким является господствующее представление о мужественности и женственности в обществе. Форма гимназиста, очень похожая на гимнастёрку, подчёркивала: пусть ты и не солдат пока, но всё равно защитник и боец. Девичьи костюмы не сильно отличались друг от друга на протяжении трёх веков - женственные платья с белыми фартуками и кружевными воротничками по праздникам. После революции форма была отменена как пережиток прошлого и вернулась в обиход только в 49-м году. Тогда уже существовали дома моделей, которые могли бы поработать над её современным видом. Но возродилась та же буржуазная дореволюционная гимназическая форма: протогимнастёрки для мальчиков и очень женственные платьица для девочек.

Интересно, что мужская форма менялась в XX веке три раза: упрощалась, делалась более спортивной и удобной. А вот женская почти нет. Пропаганда послевоенного времени утверждала, что роль новой женщины - быть соратником мужчины в борьбе за светлое будущее. Тем не менее каждое утро, надевая милое платье, девочка всем своим телом должна была ощущать, что ей уготована другая роль. Борца, конечно, но с чем? С дефицитом продуктов, возможно, со сковородками и пелёнками. И эта идея женственности просуществовала вплоть до 1990-х годов, когда в школе строго были запрещены брюки, несмотря на то, что женщины их охотно носили. Протест против школьной формы был очень силён, и в 1992 году вышел новый закон об образовании, где об униформе не было сказано ни слова.

- Прошло более 10 лет. Пока закон о единой форме для школьников не принят, решение о её введении отдано администрациям образовательных учреждений, - продолжает теоретик моды. - Сверху спущена идеологема о некоем дресс-коде, и школьное руководство по всей стране понимает её как угодно. Всё идёт к тому, что обязательная форма будет всё-таки утверждена на государственном уровне в следующем году, и пока даже речи нет о том, что она учтёт хотя бы особенности климата разных регионов. При этом нам пытаются донести мысль о том, что каждая развитая страна давно уже приняла для себя такие стандарты. Ещё популярна мысль о том, что форма дисциплинирует и стирает социальные различия. Что касается первого, то я много лет изучаю процессы, касающиеся одежды во всём мире, и могу сказать: в демократических странах, вроде Великобритании, Дании, Франции и США, обязательной формы нет. Она принята в отдельных школах, преимущественно богатых частных, как знак корпоративной принадлежности и гордости за место, где учишься. В остальных случаях дети в основном носят джинсы, которые и практичнее (стирать их можно бесконечно), и удобнее (бегать в них во время перемен гораздо сподручнее, чем в сковывающих движение пиджаках), и уж точно демократичнее любых других видов одежды.

В таких странах, как Австралия, Чили, Гонконг, Израиль, Китай, ЮАР, Сингапур, Турция, форма обязательна в большинстве школ, но её виды варьируются и её назначение опять же - показать принадлежность к тому или иному образовательному учреждению. В Германии в некоторых школах дети носят форму, но при этом формой её стараются не называть по причине возможных милитаристских коннотаций. Обязательна форма в Японии, она стала по-настоящему культовой (знаменитая «сейлор-фуку», матроска, в которую одеты героини мультсериала «Сейлор мун»), но и тут каждая школа допускает свои вариации. И только в таких странах, как Нигерия, Мьянма и Гана введена форма единого школьного вида. Получается, что после принятия вышеупомянутого закона Россия встанет в один ряд с ними?

- Ещё интереснее вопрос о некоем социальном уравнивании школьников, путём заковывания их в униформу, - рассуждает Людмила Алябьева. - В наше время есть масса других способов сообщить всему миру о своём истинном положении в обществе. Если у тебя телефон последней модели, а в сентябре весь класс смотрит, как ты облетел полмира, то как форма поможет уравнять тебя с тем, кто трудился на грядке и вовсе не от любви к своей даче?

Эксперты по моде упоминают ещё и о том, насколько негигиенично ношение одного и того же костюма изо дня в день, особенно в подростковом возрасте. А позволить себе два-три комплекта сможет далеко не каждый. И приводят данные опросов: каждый взрослый, обязанный носить униформу, прибегал к каким-нибудь уловкам, чтобы её индивидуализировать. Навязываемая дисциплина всегда рождает протест. Во что он выльется, если объектом станут дети?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА