Новости

20 лет с газетой: Свободу ценам

20 лет с газетой: Свободу ценам

Газета «Городские новости» появилась на свет в ноябре 1994 года. Время это было почти революционным. Только-только начала работать Государственная дума, ещё свежи были в памяти кровавые события октября 1993-го, после 20-летнего изгнания вернулся на родину Александр Солженицын, а в осенью грянул «чёрный вторник». В Красноярске в тот год промышленные предприятия массово теряли заказы, пополз вверх процент безработицы, магазины отказывались торговать хлебом, а у успешных граждан в ходу были пейджеры…

Всё это лишь отдельные детали только одного года. Стоит признать, что с тех пор жизнь и в стране, и в нашем городе очень изменилась. Мы прошли дефролт, череду банкротств, преодолели систему взаимозачётов, начали реформу ЖКХ и пережили, а может, и ещё переживаем мировой финансовый кризис. О том, как это всё происходило, «Городские новости» решили напомнить читателям в нашей новой рубрике «20 лет с газетой». Посвящена она, как очевидно из названия, будущему двадцатилетию нашего издания. В течение года мы будем рассказывать вам о том, как менялась жизнь страны, города, края и как писали об основных событиях этих двадцати лет журналисты «Городских новостей».

В первом выпуске новой рубрики мы проследим, как за 20 лет изменился наш уровень жизни, представления о быте, достатке и моде.

Прямая речь

2010 год

Красноярский финансовый аналитик Виктор ПРОХОРОВ:

  • Средняя зарплата в крае на фоне других регионов достаточно высокая, однако следует учесть, что высока она за счёт зарплаты работников цветной металлургии. А остальные слои населения тратят оставшиеся средства на погашение банковских кредитов.

Цитата

В середине девяностых годов потребительских кредитов ещё не было, зато бытовала система оплаты товара в рассрочку. Так, некая фирма «Гарант» предлагала горожанам холодильники по оптовой цене: «Приходит к нам, например, человек и хочет купить холодильник, - рассказывала в номере за 1995 год представитель фирмы. - У нас он стоит 620 тысяч рублей. Это, по сути, оптовая цена, но у покупателя и таких денег нет. Тогда мы заключаем с ним договор, он вносит определённую сумму, которая вносится в специальную книжку оплаты заказов. Через неделю или через месяц он вносит ещё какую-то сумму. После того, как вещь будет полностью оплачена, покупатель её забирает».

И рукам тепло

В начале нынешнего века веке красноярцам не хватало… рукавичек. «Продавцы промтоварных магазинов столкнулись в последние дни с настоящим «рукавичным бумом», - писали «Городские новости» в первые дни 2001 года. - По их ощущениям, чуть ли не половина Красноярска, напуганная колоссальными морозами, ринулась покупать рукавицы».

Удивительно, но эта тема, только уже совсем в другом ракурсе, всплыла на страницах газеты через десять лет. Журналисты «Городских новостей» заметили, что ребятишкам из неблагополучных семей не хватает самого элементарного - рукавиц, и решили им помочь. В октябре 2011 года газета объявила акцию «Добрая варежка». К участию в ней пригласили всех горожан.

Подсчитать точное количество изделий, которые принесли люди в редакцию, не представлялось возможными, настолько их оказалось много. Около 20 кг вещей мы передали в столовую «Милосердие», более 30 кг отвезли в церковь, ещё около 10 отправили в детскую больницу, где лежат отказники.

В 2012 году, когда наша акция стала призёром IV национального конкурса «Информационное партнёрство: власть - общество - СМИ», «Городские новости» писали: «Наша «Добрая варежка» доказала, что красноярцы тепло души не растеряли... нам каждый день с утра до вечера звонили люди самых разных возрастов и предлагали помощь, в редакцию постоянно несли тёплые вещи. Многие участники акции вкладывали в варежки пожелания с Новым годом, конфеты и маленькие шоколадки».

Прогноз

В 1994-м красноярские модельеры давали такие прогнозы на новый сезон: «Основные направления будут следующие: «Фейерверк». Тема не ориентирована на какой-то строго определённый стиль. Для неё основное - женственность, естественность. Ткани лёгкие, прозрачные, с блеском. Цвета светлые, серебро, перламутр... «Рондо». Восточные, античные, русские фольклорные мотивы в сочетании с современной деловой одеждой… «Мистерия». Тема обращена в будущее, в ХХI век, и отражает чувство единения с космосом, гармонию индивидуальности, общества и природы. Ткани - эластичные, объёмные, с эффектом стяжки, покрытиями и пропитками, блестящие и переливающиеся. Рисунок - космос, фантастика, цифры, астрономические знаки. Фрагменты произведений искусства». Вот так представляли красноярцы 1994 года одежду 2000-х.

Телефонная эволюция

__ __Самые обеспеченные граждане Красноярска уже говорили по сотовым, а простой народ всё ещё мечтал о стационарном телефоне. Как писали в первый год своего существования «Городские новости», это средство связи «продолжает оставаться предметом роскоши, к тому же иногда непозволительной (установочная цена 400 000 рублей)». Телефонный номер оформлялся на конкретного человека и изымался ГТС с исчезновением владельца. Телефон нельзя было купить или продать, но можно было установить по коммерческой цене (в зависимости от района - от трёх до пяти миллионов рублей).

В 1995-м не менее актуальной была тема уличных телефонов-автоматов. Нет домашнего - «не беда, есть же телефоны-автоматы, - писал журналист «Городских новостей». - Снятая трубка радостно отозвалась сигналом, мне легко удалось связаться с редакцией и услышать знакомый голос, но меня даже после пятой попытки на том конце провода так и не услышали». Как писали журналисты, оплачивался звонок жетончиком, стоил который 400-500 рублей, а в укромных местечках страждущим давали позвонить за 800 рублей.

А пока красноярцы боролись с неработающими автоматами, в Россию пришло заморское чудо - пластиковая карта. «И не надо думать, что хождение смарт-карт «в народ» есть перспектива утопическая, - утверждала газета. - Мы живём на пространствах огромного свободного рынка, сняты ограничения на проникновение в Россию высоких технологий. Но готовы ли к этому мы?» В те времена точно не были готовы. Но чуть позже вполне освоились.

В 2007-м даже пенсионеры и младшеклассники обзавелись сотовыми телефонами. Ребятишек газета предупреждала, что из-за этого средства связи они могут стать жертвами преступления. Тогда же стали говорить об уходе из быта красноярцев проводного радио. «Связисты отключают старые радиоточки, параллельно развивая сеть беспроводного вещания», - писала газета. А чуть позже нас пугали цифровым телевещанием: «Новый стандарт может лишить россиян телевидения».

Уже компьютеризировались классы в школах города. «После каникул старшеклассников гимназии № 7 Ленинского района ждал сюрприз: в кабинете информатики появились новые компьютеры. «Мне бы такой домой», - вздохнула одна из девочек, сев на своё рабочее место».

А буквально год назад газета рассказывала, что через Интернет теперь можно «оплачивать услуги ЖКХ и даже записываться на приём к врачу, не выходя из дома». Начали работать курсы компьютерной грамотности для людей с ограниченными возможностями и пенсионеров. «Студенты» шутили: «теперь даже молоко могу купить, не вставая с дивана». А ведь всего-то двадцать лет назад из дома не каждый мог позвонить!

Свободу ценам

Именно под таким заголовком в 1994 году вышел материал в самом первом номере «Городских новостей». Газета сообщала, что стоить она будет «скромные» 50 рублей, а рядом рассказывала: «С конца ноября отменяется государственное регулирование цен для всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности». И понеслось…

Уже в декабре 1994-го журналисты сетовали: повысились цены на хлеб: «Теперь буханка из муки первого сорта стоит 690 рублей». При этом за проживание в общежитии нужно было отдать 40-50 тысяч рублей в месяц, а минимальная зарплата могла составлять 50-60 тысяч. В общем, для некоторых красноярцев те времена стали большим испытанием. Как говорится, не до быта - выжить бы… именно в те годы каждая хозяйка могла из одного куриного окорочка (их ещё называли «ножки Буша») приготовить обед из трёх блюд.

И всё же к началу 1998-го всё более-менее пришло в норму. Люди стали приобретать бытовую технику (очень популярными были стиральные машинки-автомат), на улицах всё чаще можно было встретить иномарки (как правило, японские праворукие автомобили), а в центре города появились первые бутики. Однако в один день всё разом обвалилось. 17 августа 1998 года правительство России объявило дефолт по внешнему долгу, что стало началом масштабного финансового и экономического кризиса.

  • В тот год я родила своего первого ребёнка, - вспоминает жительница Красноярска Марина Шевченко. - Помню, ещё размышляла, мол, всё спокойно, всё стабильно, можно рожать. А когда в августе грянул дефолт, «передумывать» уже не получилось. Пришлось, что говорится, хлебнуть по полной.

Случившаяся после дефолта деноминация не принесла красноярцам заметного облегчения. Одной из горячих тем следующего, 1999-го, стала проблема стремительного роста цен на детское питание. Ежемесячное пособие на ребёнка могло составлять 150 рублей. Банка более-менее качественной смеси, которой хватало на три-семь дней, стоила 90 рублей.

В новом тысячелетии тоже легче не стало. В 2001 году газета «Городские новости» писала: «Цены летят в поднебесье. Многие жители России к этому уже привыкли, как привыкли к тому, что зарплата не успевает за ценами… за несколько дней до Нового года яйца резко подорожали - за десяток нужно было выложить девятнадцать рублей вместо привычными двенадцати». Все ждали нового дефолта.

Но дефолт так и не случился. Ситуация уже к 2003-му начала выравниваться. Нет, цены всё так же ползли вверх, причём дорожали не только продукты, но и проезд в общественном транспорте, а также услуги ЖКХ (тарифы повышали по несколько раз в год). Однако сам социальный фон, настроение общества, существенно изменились. Бытовую технику или машину можно было взять в кредит. Более того, начались активные разговоры о том, когда же у нас в городе появится ипотека. И она реально заработала в 2005-м. Мы уже не выживали, а задумывались о ценах на евроремонт и пластиковые окна - именно в это время чуть ли не каждую пятницу в газете публиковали рекомендации по выбору идеального окна. В 2007-м же одной из тем стали цены на… фитнес.

Однако в 2010 году, после мирового финансового кризиса, и в нашу жизнь, и на страницы «Городских новостей» вернулась тревожная нотка. «Около 15 миллионов россиян голодают, поскольку им не хватает денег даже на еду. А более 20 миллионов человек имеют доходы ниже прожиточного минимума», - писала наша газета. В сентябре того же года заговорили о возможности введения талонов на еду для малоимущих слоёв населения. Но обошлось.

Горячей темой нового десятилетия стала стоимость бензина. Например, только за одну неделю 2011-го, с 25 апреля по 3 мая, цены на топливо в среднем по России подскочили сразу на 2,8 процента. Стоимость проезда в общественном транспорте, услуги ЖКХ - тоже тренды последний лет. А вот про высокие цены на хлеб мы пишем всё реже. Хотя нет-нет, а этот багаж из девяностых ещё всплывает на страницах газеты.

Среднемесячная заработная плата*

1995 год

754800

2000 год

3503,4

2005 год

10502,4

2010 год

23254,2

2013 год

28789,3

Стоимость основных продуктов в Красноярске*

продукты

1995 год

2000 год

2005 год

2010 год

2013 год (апрель)

говядина

13905

52,02

109,87

189,19

237,27

свинина

17073

54,53

126,47

205,63

228,87

колбаса варёная

24599

80,72

149,60

243,34

285,20

молоко

2983

10,98

18,41

32,83

46,49

яйца (10 шт.)

5084

18,24

23,55

38,04

47,39

хлеб

6457

15,74

27,63

46,03

45,08

водка

19383

90,65

174,15

262,92

639,78

Стоимость основных товаров в Красноярске*

товар

1995 год

2000 год

2005 год

2010 год

2013 год (апрель)

пальто женское

244732

1059,95

1933,16

4478,25

10296,98

костюм мужской

364834

1770,88

2988,32

4876,06

6363,88

колготки женские

10214

28,77

59,17

103,21

168,27

сапоги женские

345270

2352,49

2607,34

4081,78

4875,86

туфли женские

97574

962,47

1507,44

2116,79

2308,37

кольцо обручальное (за грамм)

155927

378,78

509,05

1366,21

1983,83

корвалол (капли)

3248

6,05

7,82

9,05

12,50

* По данным Красноярскстата (в рублях)

Роскошно живём

Были времена, когда покупка шоколадного батончика с арахисом и нугой считалась элементом роскошной жизни. Однако со временем даже покупка машины вышла из разряда мегасобытий, став явлением, пускай не рядовым, но всё же вполне обыденным.

Естественно, во все времена были люди, имевшие доступ к настоящей роскоши. Но в девяностые про них в основном просто сочиняли анекдоты: помните серию про новых русских? Приглядываться к владельцам яхт, вилл на побережье и собственных самолётов как к источнику пополнения бюджета страны стали относительно недавно.

В 2007 году ряд депутатов Государственной думы предложили принять налог на роскошь. Что же тогда считалось роскошью? «ВЦИОМ спросил у 1 600 человек из 153 населённых пунктов страны, что полагается считать роскошью и нужно ли облагать её владельцев дополнительными налогами, - пишет газета. - Почти половина респондентов (48 процентов) причислили к «излишествам» элитную недвижимость (виллы, коттеджи, огромные квартиры или несколько квартир). Сочли роскошью дорогие импортные автомобили, стоимость которых зашкаливает за два миллиона рублей (29 процентов опрошенных). 19 процентов причислили к роскоши антиквариат, драгоценности, дорогие украшения, произведения искусства. 16 процентов - личные самолеты, яхты и вертолёты, также лошадей. Некоторые же опрошенные высказались категорично: дорогая одежда, обувь, мебель и даже мобильные телефоны. Да, ещё один процент признал таковой возможность отдыхать за границей».

К этой теме «Городские новости» возвращались в 2010 году, а затем - в 2012-м. «В Министерстве экономики и развития РФ работают над очередной версией законопроекта о налоге на роскошь. Принять закон пытаются уже пять лет, в начале этого года предложение обложить данью состоятельных вновь зазвучало с высоких трибун… сейчас рассматривается возможность увеличения ставки налога для собственников квартир площадью свыше тысячи квадратных метров и владельцев автомобилей мощностью 250 лошадиных сил. Проект ещё будет доводиться до ума, но вышеназванные принципы оценки степени роскошности имущества уже настораживают специалистов и обычных горожан», - писали тогда «Городские новости».

Наконец, совсем недавно депутаты Госдумы вновь вернулись к этой теме, рассмотрев новый вариант налога на роскошь. На сегодняшний день предполагается, что им будут облагаться не все предметы личного сверхпотребления, а только супердорогие автомобили стоимостью 5-10 миллионов рублей и возрастом не старше пяти лет. Для них будет применяться удвоенный коэффициент. Для ещё более дорогих автомобилей, стоящих 10-15 миллионов, коэффициент будет тройным.

Вслед за машинами налогом будет обложена недвижимость. Проект пока находится в стадии обсуждения и не внесён на рассмотрение в Думу. Тем не менее, речь идёт о недвижимости стоимостью свыше 100 миллионов рублей. Это вам не батончик с арахисом.

А шорты-то из меха!

Что бы там ни было, а красноярцы всегда стремились хорошо выглядеть и красиво одеваться. А ещё соответствовать тенденциям времени. В 1994 году в стране стартовал легендарный проект российской модной индустрии: в Москве прошла первая неделя высокой моды. В регионах эту идею подхватили и обзавелись собственными модными показами. Один из них в том же, 1994-м, был посвящён 35-летию красноярской школы закройщиков и модельеров. «То, что демонстрируют манекенщицы школы во время показов моделей, действительно, можно носить», - удивлялся корреспондент «Городских новостей».

Несмотря на засилье китайских товаров и пиетета к известным лейблам (а знак «Версаче» тогда разве что на туалетной бумаге не лепили), в Красноярске пытался выжить индпошив. Тогда же в администрации города был создан отдел по развитию бытовых услуг, а «Городские новости» убеждали красноярцев: «Хорошо сшитая отечественная одежда намного лучше импортной».

Через несколько лет, в первый год ХХI века, газета уже извещала: «Последний писк моды - шорты из меха». Тогда говорили, что пришёл «век неброской роскоши», а известные модельеры Красноярска Людмила Антонова и Наталья Гундина отмечали: «Сегодня в мире нет какой-то генеральной линии, которая строго соблюдалась бы дизайнерами одежды. И, по прогнозам искусствоведов, жёстких рамок, как это было в прошлом веке, в наступившем тысячелетии уже не будет». Между тем, в моду входили стёганые вещи - пальто и куртки, мохнатые укороченные пальто с поясами, стала популярна многослойность, отлетные карманы, из 1980-х возвращался силуэт баллона, а на подиум выходили те самые шорты из меха.

А вот в 2001-м в Красноярске набрали популярность секонд-хэнды. В них ходили и студенты, и жёны успешных предпринимателей. Один килограмм вещей в этих магазинах стоил 160 рублей. При этом там можно было найти что-то приличное и очень модное.

В течение нескольких лет нового тысячелетия красноярские модельеры без устали говорили о неразвитости в нашем регионе модной индустрии. В ходу был ширпотреб. И только в 2010 году «сложился определённый круг людей, которые не приемлют одежду масс-маркет, - рассказывала модельер Ирина Качан. - Они ищут профессионала, который создаст для них неповторимую вещь. Вы не представляете, в какую трагедию может вылиться приход на светскую вечеринку двух девушек в одинаковых платьях!»

Уже в нынешнем, 2013-м, «Городские новости» попытались вместе с одним из самых успешных российских дизайнеров Леонидом Алексеевым разобраться - кто же диктует нам, что носить? «Потребитель постперестроечной эпохи нуворишей желал всеми силами демонстрировать через одежду свой достаток, - заявил модельер. - Это желание удовлетворяли эпатажные Гуччи, Версаче, Дольче и Габбана. Новый потребитель - человек интеллектуальный, интересуется современными искусством, кино и литературой». И спортом, добавим мы. Ведь в этом же, 2013-м, красноярская студентка разработала одежду для спортсменов и волонтёров «Универсиады-2019» и стала победителем конкурса молодёжного фестиваля Art Weekend в номинации «Мода». В своей работе девушка заглянула в будущее Красноярска. Она считает, что спортивный костюм 2019 года должен быть классическим с элементами футуризма и в то же время отражать характер, энергию и стремление к победе.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА