Новости

Ирина Прохорова в Красноярске: «Не хочу быть свадебным генералом»

Ирина Прохорова в Красноярске: «Не хочу быть свадебным генералом»

Ирина Прохорова в Красноярске: «Не хочу быть свадебным генералом»
Ирина Прохорова в Красноярске: «Не хочу быть свадебным генералом»

Красноярцам представлять Ирину Прохорову нет особой нужды. Она - частый гость в Сибири, начиная с 2004 года. Именно тогда в нашем регионе начал работу благотворительный фонд, созданный её братом Михаилом Прохоровым. Ирина Дмитриевна стала не только его соучредителем, но и идейным вдохновителем и куратором многих проектов фонда. Из них красноярцам, наверное, более всех пришлась по душе ярмарка книжной культуры (КрЯКК), которая в этом году прошла уже седьмой раз. Шестьдесят тонн литературы привезли к нам издатели. Почти вся она разошлась. Впрочем, как утверждает Ирина Прохорова, торговля книгами не самоцель ярмарки. Главное рассказать сибирякам, куда движется и чем сегодня живёт книжный мир.

- Ирина Дмитриевна, каждый год в Красноярске ходят слухи, что Фонд Михаила Прохорова уходит из края…

  • Слухи циркулируют все девять лет, что существует фонд. Я не знаю, кто их запускает, но оцениваю это как комплемент. Раз такие слухи появляются, то, по всей видимости, фонд ценят и боятся, что он исчезнет. Могу сказать на это только одно: фонд остаётся, Красноярский край по-прежнему остаётся опорным регионом. Фонд уйдёт только в том случае, если сам город и край скажет, что он не хочет видеть нас здесь.

- На Ваш взгляд, какое место сегодня занимает Красноярская книжная ярмарка среди подобных событий в России?

  • На самом деле мне было бы интересно мнение самих красноярцев, как они видят эту ярмарку, насколько она для них важна… Могу только надеяться, что это значимое событие для города. Что касается КрЯККа, официально она считается третьей крупной ярмаркой страны после Московской международной книжной ярмарки и ярмарки Non/Fiction. Не сочтите за бахвальство, но есть такое мнение, что по уровню организации, по насыщенности событиями она может претендовать на звание лучшей книжной ярмарки России и одной из лучших европейских. Фонд, учитывая чужой опыт, постарался сделать ярмарку на высоком международном уровне. Ярмарка - это не просто когда пришли люди с чемоданами и накупили книг, суть этого мероприятия в другом - показать, что происходит в книжном мире сегодня.

В России главная проблема заключается в том, что хорошая книга не доходит до потребителя. Централизованная система книгораспространения уничтожена, и как её возродить - большой вопрос. У нас в стране все разговоры о пропаганде чтения ограничиваются заклинаниями. Огромные деньги выбрасываются на эффектные разовые акции, не имеющие никакого продолжения. При этом никого не тревожит проблема, что в такой огромной стране, как наша, плохие книжные магазины (а где-то их вообще нет), что у нас катастрофически не хватает грамотных специалистов в данной сфере… Один фонд не способен решить эти проблемы, но тем не менее мы пытаемся выработать систему, на основе которой может выстроиться новая инфраструктура распространения литературы. Поэтому идея ярмарка заключается в том, чтобы собрать специалистов и совместно выработать какие-то способы, чтобы новые книги в Красноярске поставлялись постоянно, а не привозились раз в год. Но чудеса не происходят сразу.

- Заботит ли Вас судьба бумажных изданий? Разделяете ли Вы мнение, что век бумажной книги на исходе?

  • Отчего-то любые новые технологии любо демонизируют, либо обожествляют. Говорят, что электронная книга скоро убьёт бумажную, но при это количество бумажных изданий не уменьшается. У каждого вида носителя есть свои плюсы и минусы. Мир меняется, но потребность в чтении, информации у человека будет всегда. Вообще, предсказать, как будет развиваться культура, нереально: может, все поиграются с электроникой и вернутся к традиционной бумажной книге? Могу сказать одно: работать в эпоху революционных изменений страшно увлекательно.

- Чья была идея основать благотворительный фонд культурных инициатив и проводить книжную ярмарку в Красноярске?

  • Идея создания фонда принадлежит моему брату. Она была у него давно, другое дело, что не сразу были сформулированы цели и задачи. А это очень важно, иначе деньги будут потрачены зря. Когда Михаил стал генеральным директором «Норильского никеля», он начал вникать в проблемы территории. Так постепенно сложилась концепция работы фонда - поддерживать культуру российских регионов. Красноярский край стал главной испытательной площадкой для проектов фонда, что касается ярмарки, то идея вызрела в недрах его экспертного совета. Проекты фонда не прихоть двух учредителей - моего брата и меня, это серьёзная профессиональная работа привлечённых специалистов в разных областях образования и культуры. Мы вместе разрабатываем программы и коллективно принимаем решения.

Например, одно из направлений фонда - поддержка современного искусства, мы хотим помочь талантливым людям на старте. Почему? Дело в том, что специфика культурной политики сегодня идёт от Советского Союза - культурой у нас считается только то, что входит в ведомство Министерства культуры. Большой театр, симфонические оркестры, народные искусства - это прекрасно и важно, но в то же время современное искусство с большим трудом входит в общее культурное поле. К нему почему-то относятся с большим подозрением… Но современное искусство - это никакое не святотатство и не безобразие, это тоже искусство, просто немного другое. Современное искусство всегда спорит с классическим, опирается на него. И главная проблема заключается в том, что у нас не понимают язык современного искусства, потому что не знают классики, не видят её. Например, много ли сегодня выставок из Русского музея или Эрмитажа возится по регионам? Много ли подлинных картин Сурикова видели жители города, где он родился? Если не бывали в Третьяковке, то вряд ли. А между тем Суриков в Красноярске - культовый художник.

Наложение новых законов на старое тоталитарное сознание выливается в абсурд, который констатирует знаменитая фраза Черномырдина «Хотели как лучше, получилось как всегда».

Трудно объяснить, с чем спорит современное искусство, если у людей нет возможности прикоснуться к классике. Это огромная проблема, которую фонд не может решить в одиночку. Мы были бы счастливы, если бы появилась возможность привезти сюда огромную ретроспективную выставку того же Сурикова, но для этого необходимо объединение огромного количества институций - министерства культуры России и администраций города и края… Фонд мог бы присоединиться к этому проекту - я об этом давно думаю. Но время идёт, ждать плодов просвещения мы не можем, поэтому работаем в той ситуации, которую имеем. Очень может быть, что современные авторы, которых мы поддерживаем, в будущем станут классиками.

- Уж коли речь зашла об административном ресурсе, почему Вы отказались возглавить Общественный совет при Министерстве культуры России? Возможно, тогда у Вас появилось бы больше рычагов влияния, чтобы осуществлять подобные глобальные проекты?

  • Я не уверена в этом. Кроме того, у меня собственное издательство, которое для меня является важнейшим делом. Может, это покажется нескромным, но на сегодняшним момент «Новое литературное обозрение» считается одним из ведущих интеллектуальных и академических издательств в России. Чтобы достичь такой планки и держать её, требуется огромное количество сил, энергии и креатива, работы 24 часа в сутки. К тому же есть фонд, который требует неустанного внимания. Я взвесила свои силы и поняла, что стопроцентно в совете у меня выкладываться не получится, а просто присутствовать и освещать собой какие-то действия мне не интересно. Я не хочу быть свадебным генералом.

- С 2012 года Вы ведёте программу «Система ценностей» на РБК. На Ваш взгляд, какова система ценностей сегодня в России? Отличается ли российская система ценностей от общемировой?

  • То, что происходит сейчас в России, это драматическое столкновение разных систем этических координат. Один вектор продолжает развиваться с 1990-х годов - это попытка гуманизации среды, приведения в состояние нормы права, объединения с миром. Второй наметился в 2000-х годах - новая самоизоляция страны, возвращение тоталитарного сознания. Часто у нас происходит подмена одних понятий другими, и это в обществе порождает растерянность. Мы постоянно наблюдаем, как разумные инициативы в России вдруг превращаются в абсурд. Почему так получается? В программе я с гостями пытаемся выявить какие-то базовые вещи, обсуждаем разные стороны жизни и показываем, что за этим стоит, в чём корень российских бед. Именно система ценностей нашего общества определяет нашу экономику и культуру. Стоит уяснить, что если человек не является в государстве приоритетом и исключён из системы принятия решения (в России это так), то нет никакого смысла выстраивать правовую базу в соответствии с международными стандартами. Наложение новых законов на старое тоталитарное сознание, как правило, выливается в абсурд, который констатирует знаменитая фраза Черномырдина «Хотели как лучше, получилось как всегда». В общем, как в том анекдоте: чтобы ни собирали, а всё равно получается автомат Калашникова.

- А как же особый путь России?

  • Он особый не только у России, но и у каждой страны. Любая страна ищет и свои собственные точки роста. У нас, когда говорят об особом пути России, обычно имеют в виду оправдание жестокости и бесчеловечности. Это когда на вопрос «Помилуйте, как вы можете хвалить Сталина, который залил кровью страну?» отвечают: «Это ничего, просто у нас свой путь, особая ментальность». С тем, что под легитимацией насилия подразумевается особый путь, я готова бороться до конца жизни. Особого пути в этом смысле для меня не существует. На мой взгляд, если мы хотим получить экономически развитое государство, то должны идти по пути демократизации. Осуждать пороки западной демократии было любимым советским занятием, и очень обидно, что мы к нему возвращаемся. Вместо того чтобы изучать оригинальные пути выхода из тупика других стран, мы начинаем любоваться собственным отставанием и золотить наши цепи. От этого легче никому не станет. Нужен трезвый взгляд на себя. Величие страны заключается в благосостоянии и счастье её жителей. На первом месте в государстве должен стоять человек, а не интересы правящей верхушки.

ДОСЬЕ:

Ирина Дмитриевна Прохорова - литературовед. Закончила филологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук (диссертация о литературе английского модернизма). Главный редактор журнала «Новое литературное обозрение», имеет собственное одноимённое издательство. Телеведущая канала РБК-ТВ. Сестра российского бизнесмена и политика, миллиардера Михаила Прохорова. Соучредитель Фонда Михаила Прохорова.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА