Новости

Зачем Красноярску нужна муниципальная управляющая компания?

Зачем Красноярску нужна муниципальная управляющая компания?

С частниками конкурировать будет город

Сенсационным можно назвать решение, принятое общественным советом по вопросам ЖКХ: создать в Красноярске муниципальную управляющую компанию, которая составила бы конкуренцию «Жилфонду» и другим игрокам на рынке жилищных услуг города. Сенсационным потому, что ещё совсем недавно на высоком уровне решили: государство (и муниципалитеты вместе с ним) - собственник неэффективный, и всё надо срочно раздать в частные руки. Что с успехом и было сделано.

Практика показала, увы, но эффективность управления зависит не от формы собственности. Частники нередко относились к жителям, заказавшим им услуги, и их средствам весьма наплевательски: могли принять фактически невыполненные или из рук вон плохо сделанные работы, завышать сметы, не выполнять законные требования. Иногда, как выясняли компетентные органы, это был даже не непрофессионализм, а умысел, когда жилищники изначально действовали в интересах аффилированных компаний, а отнюдь не жителей. В итоге всё больше людей недовольны тем, как обслуживаются их дома. Они пишут жалобы во все инстанции, в том числе в администрацию города. Но чаще всего получают ответ: в договорные взаимоотношения между собственником и управляющей компанией вмешиваться не имеем права, все претензии - через суд.

Отсюда и возникла у активистов движения «Народный контроль в ЖКХ» идея предложить городской администрации создать муниципальную управляющую компанию. Её власти смогут контролировать напрямую, видя, куда расходуются средства, требуя качества выполнения работ. Такая компания своим примером сможет и других заставить лучше выполнять договорные обязательства.

Но, несмотря на всю сенсационность предложения активистов, оно не эксклюзивно. Как рассказал председатель координационного совета движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков, подобная система успешно действует в Москве. Там 70 процентов жилого фонда управляется государственным унитарным предприятием «Жилищник». При этом, по словам Романа Казакова, на частные компании, управляющие оставшимися 30 процентами, поступает куда больше жалоб и претензий. И это не единственный опыт. Ещё в начале года о создании муниципальной управляющей компании на базе существующего муниципального предприятия заявили власти Липецка, а в июле такая управляющая компания появилась в Волгограде.

Во время обсуждения этого вопроса на общественном совете по вопросам ЖКХ председатели советов домов идею тоже поддержали. А некоторые даже заявили, что готовы хоть завтра сменить свою управляющую компанию на муниципальную - так много претензий у них к той, с которой сейчас работают. В число экспериментаторов, например, готов войти председатель совета дома по ул. Ключевская, 101. Но явно эксперимент начнётся не скоро.

- Процесс создания муниципальной управляющей компании - очень непростой, - подчеркнул глава Красноярска Эдхам Акбулатов, - необходимо проработать все экономические, правовые, организационные аспекты. Понять, какие подрядные организации смогут работать с этой управляющей компанией и качественно оказывать услуги.

Эдхам Акбулатов прямо на заседании общественного совета дал поручение руководителю департамента городского хозяйства Игорю Титенкову в течение месяца проработать все эти вопросы и через месяц вернуться к обсуждению этого вопроса уже не как идеи, а как проекта, который планируется реализовать.

Создать муниципальную компанию - полдела. Показывать пример хорошего управления она должна будет на конкретных домах, заключивших с ней соответствующий договор. Но сегодня все дома города уже кем-то управляются, а поэтому желающим сменить частную УК на муниципальную придётся пройти процесс смены. А это, как говорят председатели советов домов, зачастую весьма непросто. Нередко споры заканчиваются в суде и затягиваются на годы. Например, жильцы дома по ул. Щорса, 57 уже полтора года хотят сменить управляющую компанию, но не могут этого сделать, так как УК не отдаёт им техническую документацию на дом. А по закону, если на дом претендует две управляющие компании, ресурсоснабжающие организации не заключают договор с вновь пришедшей.

Уравнять в правах две стороны договора - жильцов и УК, в том числе и в вопросе смены управляющей компании, - попыталась администрация Красноярска совместно с общественным советом и движением «Народный контроль в ЖКХ». И таким инструментом может стать типовой договор между советом дома и управляющей компанией. В течение месяца в городе шло его активное обсуждение, было предложено множество поправок. И самые важные из них вошли в дополненный и рекомендованный проект.

Например, в типовом договоре предлагается закрепить обязанность управляющей компании передать собственникам жилья техническую документацию. А нарушивших предлагается наказывать рублём - в размере 10 процентов от среднемесячного сбора денежных средств от собственников за каждый месяц просрочки. То есть чем дольше затягивается передача документации - тем больше денег должна будет вернуть УК собственникам.

Но иногда УК по объективным причинам не может передать техническую документацию - её просто нет. Она отсутствовала в принципе или была утрачена при скоростном разгосударствлении жилищного комплекса. В таком случае закон не обязывает управляющую компанию восстанавливать техдокументацию. Закон, конечно, можно поменять, но процесс это долгий. Поэтому Эдхам Акбулатов предложил свой, красноярский вариант решения проблемы. Выдавать активным советам домов гранты, которые они могут потратить в том числе на изготовление новой технической документации. Таким образом, их праву сменить управляющую компанию ничто не будет препятствовать.

Ещё одним принципиальным для жителей вопросом является цена услуг. В типовом договоре содержалось два пункта, которые вызывали недоумение у многих. Читатели газеты «Городские новости», обсуждая типовой договор, тоже чаще всего акцентировали внимание именно на них. Один из этих пунктов, 4.2, касался возможности основываться в тарифообразовании на жилуслугу для собственников на решение городского Совета по стоимости услуги для нанимателей. Второй, 4.3, позволял УК автоматически каждый год накручивать на тариф процент инфляции вне зависимости от условий конкретного дома и конкретной управляющей компании. В новом варианте эти лазейки применить будет невозможно.

Пункт 4.2 полностью исключён из проекта. А пункт 4.3 изложен таким образом, что управляющие компании обязаны будут рассказать собственникам, из чего складываются новые тарифы, с калькуляцией затрат по всем составляющим. И только собрание собственников дома сможет утвердить новые тарифы на жилищную услугу.

Кроме того, Эдхам Акбулатов на заседании совета подчеркнул, что поддерживает идею проведения независимого аудита цен на жилищную услугу. Расчётная цена, которая будет сформирована на основе этого аудита, так же, как и типовой договор управления, сможет стать ориентиром для собственников.

Хотя не зря говорят, что гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В чём состоят овраги взаимодействия с УК по заключению новых договоров с советом дома, покажет ближайшее время. На заседании общественного совета сразу несколько председателей подтвердили, что прямо сейчас займутся подписанием такого договора с УК. Ждёт ли их успех, и какие пункты договора жилищники не захотят принимать у первопроходцев, общественность узнает после следующего заседания совета, которое состоится через месяц.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА