Новости
Девушка, маршрут, нахалы
От кого зависит порядок в автобусе?
«Взяться за перо меня заставил случай, который наблюдала моя внучка, студентка-первокурсница. Автобус 56-го маршрута следовал на правобережье, 12 октября. Народу в автобусе было много, в салоне стоял запах перегара. На средней площадке трое мужчин в состоянии алкогольного опьянения окружили девушку, оскорбляли её, толкали и смеялись. Девушка пыталась сопротивляться, но это ещё больше веселило грубиянов. Ни кондуктор, ни мужчины в автобусе не вмешивались, вся эта сцена длилась, пока наглые парни не вышли на своей остановке. Как быть пассажиру в подобном конфликте? Почему не отреагировала кондуктор, ведь она в салоне хозяйка? Можно ведь было позвонить в полицию, ведь автобус на тот момент как раз двигался мимо Кировского РОВД». Тамара Васильевна Гришина, Красноярск».
Кто ездил, тот знает: маршрутка, в которой свободные от авто красноярцы и гости столицы ежедневно проводят час-полтора, особый мир. В часы пик обычный человек мечтает как можно скорее добраться до нужного места. Личностям маргинальным, особенно находящимся в состоянии подпития, напротив, в автобусе хочется пообщаться, выплеснуть агрессию на окружающих. Ведь жертвы никуда не денутся, как минимум, до ближайшей остановки.
Мы передали письмо читательницы руководству организации, обслуживающей маршрут № 56. В автопредприятии подтвердили, что в автобусе 12 октября действительно произошёл инцидент. Сейчас администрация автопредприятия разбирается с ситуацией.
Версия кондуктора Борисовой, работавшей на маршруте, отличается от той, что излагает читательница. Она пишет в объяснительной записке, что заметила хулиганов, пристающих к девушке, сделала им замечание, пригрозила высадить. По её словам, услышав, что всё происходящее в салоне снимается на видеорегистратор, грубияны отстали от девушки и вышли.
Надеемся, что дирекция автопредприятия выяснит, кто точнее описывает ситуацию - внучка Тамары Васильевны или кондуктор, и примет меры. Ещё в автопарке говорят, что взысканий у кондуктора Борисовой раньше не было.
Формально, согласно должностным инструкциям, разрешать все конфликты в салоне должны кондуктор и водитель. По правилам перевозки пассажиров пьяных людей в автобус они допускать не должны. Если нетрезвый пассажир всё же проник в салон, нужно его высадить. Нарушитель не желает сходить - кондуктор обязан остановить автобус, вызвать полицию и дождаться наряда вместе с пассажирами, желающими дать показания. Но в жизни не всё складывает так, как предписывают правила и инструкции. Как ни парадоксально, серьёзной силой, мешающей или помогающей навести порядок в салоне, являются пассажиры.
- Нередки случаи, когда кондуктор требовала от пьяного гражданина покинуть салон автобуса. За него вступались часть пассажиров, другая группа людей поддерживали кондуктора, разгоралась ссора, - говорит Светлана Арсентьева, консультант по связям со СМИ департамента транспорта администрации Красноярска . - Случается, что к нам в службу даже поступают жалобы на действия кондуктора от граждан, недоумевающих, «зачем высаживать пьяного, подумаешь, выпил, ему тоже надо ехать».
По словам Светланы Владимировны, зачастую после того, как автобус останавливается для ожидания наряда полиции, пассажиры, до этого молча наблюдавшие за хамством дебоширов, обвиняют кондуктора в том, что они не доехали до своей остановки, и требуют немедленно трогаться.
Неисполнение обязанностей грозит кондуктору штрафом или дисциплинарным взысканием. Исполнение порой может обойтись дороже.
- В этом году на правобережье принявшие алкоголь люди, которых высадили из-за нетрезвости и грубого поведения, дважды выбивали стёкла в автобусах, - замечает Светлана Акентьева. - Ни в одном из случаев ехавшие в этих автобусах люди, которых, по сути, защитила кондуктор, не дали показания и не оставили свои данные сотрудникам полиции.
Понятно, что участие пассажиров маршруток в наведении порядка в автобусе - личное дело гражданина. Прописанных правил на этот счёт нет, каждый действует исходя из своих представлений о справедливости.
- Мы с товарищем выкинули из автобуса, шедшего в Зелёную Рощу, двоих пьяных в стельку, они матерились и задиралсь с окружающими, - рассказывает Валерий Синицин. - Сами тоже пострадали, провели неделю на больничном, а я только устроился на работу после армии. Но и впредь буду обязательно вмешиваться, когда творят подобное, отец меня так воспитал. Самое обидное, что никто из других мужиков, а их в автобусе ехало немало, нас не поддержал.
Об иной ситуации рассказывает бывший водитель. «Когда я водил автобус, с пьяными хулиганами не церемонился - никого особо не уговаривали, особо буйных высаживал, - делится работавший несколько лет на 83-м маршруте Алексей Лисицын. - Кондуктор у меня тоже была не робкого десятка, поэтому в салоне было спокойно».
По словам Алексея Лисицина, избегать скандалов на маршруте удавалось потому, что почти всегда против автобусных хулиганов экипаж и активные пассажиры выступали единым фронтом.
- Если кондуктор не мог урезонить скандалиста, я просто открывал двери, и всегда находились мужчины, которые помогали ему выйти из маршрутки, - говорит бывший водитель.
Понятно, что подобный идеальный расклад, когда пассажиры объединяются и помогают экипажу навести порядо, встречаются не часто. Поэтому остаётся надеяться, что, когда мы поедем сегодня домой на автобусе, нам повезёт - в салоне не окажется нетрезвых и буйных попутчиков, кондуктор и водитель будут действовать строго по инструкции и мы все спокойно доедем до своих остановок.