Новости
Чтобы в шахматы играть и продлёнку посещать
Стыковка школы и лицея прошла успешно
Библиотека младшего корпуса лицея № 6 не совсем обычная. В классе, где она располагается, нет привычных стульев и парт. Мы оказались на уроке, посвящённом самым большим городам мира. Ребятишки сидят здесь на креслах-мешках. Две девочки вообще растянулись на полу - он собирают пазлы. В результате на картинке у них должен получиться Нью-Йорк - крупнейший город планеты.
В фойе рядом с библиотекой два школьника играют в напольные шахматы. Рядом - каминный зал, в него превратился когда-то типовой актовой зал школы. Тут же - два настенных сенсорных табло - это компьютеры, на которых могут поиграть все желающие. Правда, игры тут специальные, развивающие - весёлые задачки для младшеклассников. Ещё в корпусе замечательный физкультурный зал - там есть не только традиционные маты и шведская стенка, но и игровая площадка - с сухим бассейном, лестницами, горками. Визжащее броуновское движение малышей - не только отличный способ борьбы с гиподинамией школьников, но и залог хорошего настроения учеников.
Лицей № 6 «Перспектива» - один из первых образовательных комплексов, которые стали появляться в Красноярске несколько лет назад. Он образован за счёт присоединения школы № 38 к лицею № 6. Учреждение образовано в 2008 году. Слить два заведения заставила жизнь. Дело в том, что на момент, когда школы были самостоятельными единицами, в лицее училось 1 200 человек, дети занимались в две смены, а в школе № 38 обучалось только около 300 детей. Естественно, во втором случае ресурсы помещения и педколлектива не использовались на полную мощность.
После объединения в одном здании разместили учащихся с 1-го по 5-й класс. В другом - учеников 6-11-х классов. Такой принцип распределения детей позволил не только создать уникальную образовательную среду, но и усовершенствовать пространство корпусов в соответствии с возрастными потребностями учеников. Удалось оптимизировать и затраты на оснащение зданий: так, например, теперь нет никакой необходимости оборудовать лабораториями кабинеты химии, физики сразу в двух зданиях. Это делают только в одном корпусе, где учатся старшеклассники. Сэкономленные средства направляются на другие нужды учреждения.
- Процесс объединения учреждения был долгим, - рассказывает директор лицея № 6 Алексей Лапков. - На протяжении учебного года проводилась разъяснительная работа с родителями и педагогическим коллективом. На успеваемости детей объединение отрицательно не сказалось, напротив, ежегодно показатели итоговой аттестации и общей успеваемости только растут. Благодаря равномерному распределению детей по зданиям, удалось отказаться от обучения в две смены. Теперь вторая половина дня полностью отведена под дополнительные занятия и группу продлённого дня. Это стало возможным, несмотря на то, что учреждение достаточно большое, у нас обучается 1 700 детей.
Всего с 2007 года в Красноярске создано пять общеобразовательных комплексов, в них обучается более шести тысяч детей. Все примеры объединения можно назвать удачными: школы востребованы, год от года растут показатели успеваемости ребят, улучшается материально-техническая база. Поэтому кампанию по созданию образовательных комплексов было решено продолжить.
Но укрупнение или слияние школ - это не самоцель, заверил руководитель главного управления образования Красноярска Алексей Храмцов. Создание образовательных комплексов - мера, скорее, вынужденная. Дело в том, что в краевом центре есть как школы, где учащиеся показывают высокие результаты по разным направлениям, так и учреждения, где показатели далеки от идеальных. Реорганизация - создание образовательных комплексов - поможет повысить качество образования в целом и решить проблему малокомплектных школ.
- Как правило, именно переполненные школы имеют репутацию успешных учебных заведений, именно в них стараются отдавать своих детей красноярцы, говорит Алексей Храмцов. - Учреждениям приходится работать в две смены, что неправильно. Хотя бы потому, что умственная активность у детей приходится на первую половину дня, обучение во вторую смену может повлиять на качество освоения материала. Кроме того, в таких школах сложно выбрать место и время для занятий по дополнительному образованию. Свои проблемы есть и в малокомплектных школах. Известно, что сегодня в образовании работает система подушевого финансирования, и сумма, которую получают школы, зависит от количества учащихся. Соответственно, чем меньше детей, тем меньше финансирование. Значит, что школа с большим количеством учеников может себе больше позволить: например, приобрести специальное оборудование для профильного обучения или компьютеры. А соседняя непопулярная школа не имеет такой возможности. Такой перекос недопустим. Выход из данной ситуации мы видим в слиянии сильного и слабого учебных заведений в один образовательный комплекс. Хочу отметить, что объединяться будут только учреждения, расположенные недалеко друг от друга.
Процесс слияния школ активно обсуждается в Интернете. Если верить разговорам, то в скором времени объединиться должны школа № 30 и гимназия «Универс», школа № 138 и лицей № 1, а также школы № 72 и № 84. Эту информацию Алексей Храмцов не подтвердил, но и не опроверг.
- Пока мы только обсуждаем, какие учреждения могут войти в образовательные комплексы, - пояснил он. - Этот список, думаю, огласим в декабре. Но создание списка не означает, что принято окончательное решение. Это только приглашение к диалогу учащихся, их родителей, педагогов, чтобы понять, нужно ли соединять данные учреждения. Единой схемы объединения нет и быть не может, слияние отдельных учреждений - процесс индивидуальный. Разумеется, нельзя объединять школы, которые к этому пока не готовы.