Новости
Усыновите маленькую маму
Как решить проблему социального сиротства?
Один из детских домов нашего края подал в суд на психолога женской консультации за то, что специалист отговорил шестнадцатилетнюю воспитанницу этого учреждения делать аборт. Сейчас дочке маленькой мамы четыре месяца. Малышке и её мамочке очень повезло - их приняли под опеку в одну семью. Если бы опекунства не было, их бы разлучили. Ребёнок оказался бы в доме малютки и пополнил статистику социального сиротства…
Эту историю рассказала Марина Гудошникова, председатель правления региональной общественной организации «Центр защиты материнства и детства», директор Красноярской православной гимназии, на круглом столе, посвящённом опыту работы по профилактике социального сиротства. Мероприятие проводила Гражданская ассамблея Красноярского края.
- Сейчас девушка продолжает образование - учится по индивидуальной программе, малышка живёт вместе с ней, - говорит Марина Геннадьевна. - Девушка признавалась нам, что мысль о том, что её дочка может пройти такой же путь, как она сама, - воспитываться без родной мамы, приводила её в ужас. Могу рассказать множество историй о судьбах воспитанниц и выпускниц детских домов. К сожалению, довольно часто по разным причинам они отказываются от своих детей: делают аборты, оставляют новорождённых малышей. Мы стараемся уберечь их от этого шага, помогаем найти решение непростых жизненных проблем.
Так, вовремя поддержали другую выпускницу детского дома. После выпуска девушка поступила в ПТУ, получила место в общежитии. Когда узнала, что ждёт ребёнка, будущий отец от них отказался. Из общежития девушку выгнали. Она осталась на улице с пенсией в девять тысяч рублей. Ей помогли, сейчас молодая мама воспитывает двойню…
По мнению экспертов, сегодня Россия переживает третью - после Гражданской и Великой Отечественной войн - волну социального сиротства. Социальный сирота - ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нём.
Участники круглого стола отметили несколько причин, по которым ребёнок остаётся один при живых маме и папе. Это добровольный отказ родителей, чаще всего он происходит сразу при появлении малыша на свет - в родильном доме. Это принудительное изъятие ребёнка из семьи в целях защиты его прав, жизни и интересов. В основном такие ситуации происходят в неблагополучных семьях, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни.
Ещё одна причина - кризис института семьи, в том числе рост числа внебрачных детей, раннее материнство, разводы, утрата семейных традиций, отсутствие связи поколений, снижений ценности семьи в обществе.
- Наша организация помогает беременным, женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, - рассказывает Марина Гудошникова. - Ведём просветительскую работу, помещаем стенды о нашей деятельности в женских консультациях. Нам помогают волонтёры: организуют акции против абортов, сборы вещей, консультации психологов. Мы содействуем в трудоустройстве, поиске временного жилья, помогаем оформить документы, пособия. К сожалению, пока не получается открыть социальную гостиницу. Конечно, если бы был такой центр для временного размещения женщин, работать стало бы гораздо проще.
На круглом столе присутствовали гости из-за рубежа. Они рассказывали, как у них ведётся работа по профилактике социального сиротства. Интересным опытом поделился лютеранский пастор Габор Россик из Венгрии.
- Двадцать два года назад я организовал Фонд имени Самуила Ташедика в помощь семьям и детям, и благодаря его средствам в 1994 году мы открыли дом для молодых одиноких матерей с детьми, - говорит он. - Сначала у нас жили 60 человек. Потом мы построили новый дом, сейчас в нём живут сорок человек, причём среди них - четыре полные семьи: матери, отцы и дети. В старом здании открыли дом для престарелых людей.
Габор Россик рассказывает, что сначала проект существовал исключительно на средства фонда. Теперь его поддерживает государство - выделяет, в пересчёте на российские деньги, по сто тысяч рублей в год на содержание одного человека. «Также наши жильцы вносят символическую плату - около 500 рублей в месяц, - добавляет он. - В доме семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут жить 12 месяцев, в исключительных случаях срок продляется ещё на полгода. За это время мы помогаем в поиске работы, жилья. В доме проводятся праздники, уроки религии, открыты творческие мастерские. У нас были и свадьбы, и крестины. Всего за эти годы в доме жили 2 500 матерей».
- Замечательно, что в этом доме проходит социальное сопровождение семей, - считает Марина Гудошникова. - Нам этого очень не хватает. Подтверждение - примеры из практики. Так, зачастую женщины, ставшие мамами в местах лишения свободы, на воле уже через неделю оставляют своих малышей. Потому что они просто не знают, как жить с детьми. Такая же ситуация и с повзрослевшими сиротами. После интернатов, оказавшись без присмотра, они не понимают, как жить. Они потеряны в очередях различных ведомств, не знают, где их жильё, к кому обращаться за помощью. Отсутствие социального сопровождения становится причиной возникновения и усугубления трудных жизненных ситуаций.
По мнению экспертов, необходимо укрепить взаимодействие между медицинскими и социальными учреждениями, органами опеки и попечительства, чтобы вовремя оказывать поддержку матерям из группы риска. Также нужно найти возможности для создания в Красноярске социальной гостиницы для временного проживания и оказания социальной и психологической помощи молодым матерям и беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Говорили и о значимости частно-государственного партнёрства, организация гостиницы могла бы стать хорошим примером такого сотрудничества.
- Такой центр поддержки семьи давно нужен нашему городу, - отметила Галина Вычужанина, заместитель председателя Совета Гражданской ассамблеи края. - Сегодня нередко возникают мнения, что нововведения, касающиеся ювенальной юстиции, усугубляют проблему социального сиротства. Нас пугают этой системой, говорят, что будут забирать детей и из вполне благополучных семей. Считаю, что ювенальные технологии необходимы. Но они должны быть выращенными в российской действительности, а не просто скопированными с западных образцов.