Новости
Социальный и напряжённый
Проект бюджета Красноярска внесён в городской Совет. В ближайшее время депутаты обсудят его на комиссиях, пройдёт представление документа на публичных слушаниях. Чем, кроме общих цифр, отличается новый бюджет, редакция «Городских новостей» поинтересовалась у заместителя главы города - руководителя департамента финансов Ирины Хаснутдиновой.
- Ирина Николаевна, бюджет-2014 называют программным. Что это значит и в чём отличие от нынешнего, например, года, ведь программы в городе есть и сейчас?
- Действительно, в Красноярске уже давно перешли на работу по целевым программам. Они тоже принимались на несколько лет, но только по отдельным направлениям, и не существовало унифицированной, понятной неспециалистам формы подачи. В программном бюджете все эти вопросы отрегулированы.
В Красноярске при подготовке бюджета 2014 года утверждено 12 муниципальных программ, которые легли в его основу. Ими будет охвачено более 90 процентов расходов бюджета. Но важен не собственно процент, важны принципы, по которым сформированы программы. Каждая программа должна отражать результативность использования бюджетных средств. В программах чётко определены цели и задачи, индикаторы, натуральные показатели, которых необходимо достичь. То есть выделяемые из бюджета деньги привязаны к конкретному результату. Например, продолжится активное обустройство спортивных площадок во дворах домов и школ. Их количество увеличится со 134 до 360. За три года с 36 до 38 тысяч человек вырастет число жителей города, которые смогут получить бесплатные услуги на базе наших молодёжных центров. И это не только молодёжь, но и пожилые люди, которых младшее поколение научит компьютерной грамотности.
Второй важный принцип - в решении задач в рамках программы принимает участие не одно ведомство, а несколько, каждый отвечает за свою часть. Так, в программе «Развитие отрасли «Образование» задействовано не только управление образования, но и департамент градостроительства, отвечающий за качество и сроки строительства школ и детских садов.
Среди муниципальных программ 2014-2016 годов есть и такие, которые позволяют городу определить не только среднесрочную, но и долгосрочную перспективу развития. Особо выделяется здесь программа «Обеспечение граждан жилыми помещениями и объектами инженерной, транспортной, коммунальной инфраструктуры», в которую входит и разработка нового генерального плана Красноярска. Основные работы по его подготовке будут проведены в следующем году, после чего наступит этап обсуждения и принятия этого важного документа.
- Перспектива - это важно, но есть проблемы, которые нужно решать здесь и сейчас. Они в проекте бюджета отражены?
- Безусловно. Базовой для нас задачей является выполнение всех социальных обязательств перед жителями города и майских Указов Президента, которые тоже направлены на решение социальных задач.
Отвечая на первый вопрос, об одной из них я уже говорила. Это обеспечение дошкольников местами в детских садах. Мы решаем эту задачу уже не первый год. На сегодняшний день число очередников от трёх лет составляет около 7 800.
Для решения проблемы планируется спроектировать и построить 22 детских сада, провести реконструкцию трёх зданий и капитальный ремонт 63 действующих учреждений.
Второе важное и перспективное направление в решении вопроса по созданию дополнительных мест для дошкольников – это частно-государственное партнёрство. Только что в Красноярске открылся детский сад, построенный на деньги мецената – почётного гражданина нашего города Хазрета Меджидовича Совмена. Садик уже принял первых малышей. Возведён детский сад в Северном, который строился с участием РУСАЛа. И крупные предприятия, бизнесмены могут последовать этим примерам.
У нас есть предложения по внедрению новых механизмов поддержки частных детских садов, имеющих лицензию на образовательную деятельность. Эти предложения направлены в администрацию края, и они уже обсуждаются. Поэтому надеемся повысить интерес представителей малого бизнеса к этому направлению.
Следующий неотложный вопрос: решение проблемы ветхого и аварийного жилья. С каждым годом его актуальность только растёт, поскольку процент домов, отслуживших свой век, увеличивается. Мы ежегодно закладываем в бюджет города средства на строительство домов для переселения из аварийного жилья, но, чтобы решить проблему полностью, необходимы суммы, сравнимые с бюджетом города. Такие большие затраты в одиночку муниципалитет не сможет нести. Поэтому мы будем активно участвовать во всех федеральных и региональных программах по сносу и переселению. Эта задача внесена в приоритеты на государственном уровне.
Ещё один приоритет - повышение заработной платы бюджетникам.
Работа проводится с 2012 года. За это время увеличены фонды оплаты педагогическим и социальным работникам. С 1 января 2014 года на 10 процентов возрастут фонды оплаты труда самых низкооплачиваемых категорий работников социальной сферы: педагогов учреждений дополнительного образования, работников культуры и медицинских работников учреждений образования и спорта.
А с 1 октября 2014 года планируется индексация заработной платы всем работникам бюджетной сферы на пять процентов.
- Расходы бюджета в следующем году снова превышают доходы. А когда денег не хватает, есть два пути - меньше тратить или больше зарабатывать. Для Красноярска какой из этих путей более приемлем?
- Я считаю, что нужно грамотно использовать оба эти направления. Действительно, у нас сформирован напряжённый бюджет по доходам, стоят большие задачи. Поэтому работы предстоит много. Мы должны постоянно работать над мобилизацией собственных доходов города, выстраивать соответствующую политику на муниципальном уровне. Также нужно максимально привлекать средства из вышестоящих источников. И, о чём я уже начала говорить, развивать частно-государственное партнёрство. Многие предприниматели ответственно относятся к своему городу, вкладывают средства в его развитие. За счёт бизнесменов благоустраиваются скверы, площади, парки. Красноярские строители взяли на себя большую работу по ремонту подпорных стенок.
В расходах также были найдены резервы для увеличения эффективности, и они учтены в бюджете 2014 года. При подготовке бюджета города все отрасли провели работу по инвентаризации своих расходов с целью повышения их эффективности. Например, в проекте бюджета на содержание дорог и объектов благоустройства заложена стоимость работ меньше 2013 года. При этом объёмы работ увеличатся за счёт повышения периодичности, расширения обслуживаемых зон, ввода новых дорог.
Экономию даёт и проведение работ по энергосбережению. Все наши учреждения и муниципальные предприятия получили паспорта энергоэффективности. В них описаны все меры по повышению энергоэффективности и снижению затрат на воду, тепло и электроэнергию. Расходы на оплату коммунальных услуг заложены со снижением на три процента ежегодно.
В Красноярске при подготовке бюджета утверждено 12 муниципальных программ. Ими будет охвачено более 90 процентов расходов бюджета.
- Сообщения о дефиците бюджета всегда вызывают негативное восприятие. Бюджет Красноярска на следующий год сформирован с дефицитом. Это опасно?
- Для тех муниципалитетов, которые стремятся к развитию в существующих межбюджетных отношениях в Российской Федерации, формировать бездефицитные бюджеты невозможно. Сложная экономическая ситуация привела к замедлению темпов роста в стране и, следовательно, городе. А это сказывается на налоговых поступлениях в муниципальный бюджет. Чтобы город продолжал развиваться, используются кредиты.
Но, прежде чем заимствовать деньги, мы проводим анализ всех факторов: необходимости кредитования, размеров, сроков, процентных ставок, альтернативных вариантов привлечения средств. Используем все возможности и механизмы для стабилизации долга. Они у нас, по сути, такие же, как во всём мире. Специалисты в экономической сфере рекомендуют, и законодательство это разрешает, направлять разовые доходы на погашение долга. Это как в семье - появилась разовая подработка, дополнительные деньги - многие направляют на досрочное погашение кредита, чтобы заплатить меньше процентов.
Город в своё время брал бюджетный кредит на работы, связанные с подготовкой земельных участков к строительству четвёртого моста, - безусловно, необходимый нашему городу проект. В следующем году край планирует выкупить у города данные земельные участки. Эти разовые «условно целевые» доходы мы планируем направить на погашение кредита.
С учётом этого дефицит бюджета города составит 127 миллионов рублей. Но данную цифру можно назвать технической. Без учёта доходов от продажи земельных участков дефицит составил бы 700 миллионов рублей. Это пять процентов от собственных доходов бюджета города, что в два раза ниже предельного уровня, установленного законодательством. Такую «подушку безопасности» мы предлагаем оставить, чтобы максимально выполнить взятые муниципалитетом обязательства даже при условии ухудшения экономической ситуации.
Мы стараемся вести взвешенную политику, которая позволяет городу развиваться, используя в том числе кредитные и внебюджетные средства.