Новости

Истории великой реки

Истории великой реки

Важным историческим событием уходящего года является 150-летие парового судоходства на Енисее. Испокон веков жизнь в нашем регионе напрямую связана с могучим Енисеем. Не случайно в Красноярске ежегодно отмечают День Енисея. Поэтому очень важно знать историю освоения этой великой реки, по которой можно отследить вехи развития края.

Об этом рассказывал автор книг «Летопись судоходства на Енисее», «Капитаны Великой реки» и ряда других Иван Булава на встрече с учащимися и учителями гимназии № 13. Творческая встреча была организована по инициативе заместителя директора краевого Дома искусств Анны Логачёвой и совета красноярской региональной общественной организации «Клуб капитанов». Посвящалось мероприятие 150-летию парового судоходства на Енисее и 80-летию образования Красноярского края, которое отмечается в следующем году.

- Освоение Енисея для торговых операций начиналось с моря, - отметил в своём выступлении Иван Булава. - Кладовые Енисея и приенисейской тайги издавна привлекали купцов и деловых людей лесными богатствами, пушниной, рыбным промыслом, графитом, каменным углём и так далее. Через северные моря на Енисей доставляли станки, оборудование для строящейся Транссибирской железнодорожной магистрали. Иностранный и русский капитал участвовал в проектировании и строительстве порта в устье Енисея, Маклаковского лесокомбината, в доставке водным путём станочного оборудования для лесопиления, лёгкой промышленности, сельского хозяйства. Важным этапом в истории Енисея явилось освоение боковых рек: Ангары, Подкаменной и Нижней Тунгусок, Верхнего Енисея до Кызыла и выше; строительство Норильского промышленного узла, порта Игарки, развитие, благодаря речным перевозкам, золотодобывающей промышленности, энергетики, нефтегазовых отраслей и др.

Как известно, главными фигурами на флоте являются капитаны. На встрече с гимназистами и преподавателями были озвучены слова В. П. Астафьева, сказанные им в отзыве на книгу Ивана Булавы «Флотская судьба»: «И ведь не сами по себе суда пароходства, налитые, засыпанные мешками и материалами, забитые порой до трубы, загруженные, двигаются туда-сюда. Ими управляют, их ведут, в машинах работают с весны до поздней осени «пароходные люди», как их в старину уважительно называли. Я бы сказал, люди особой ответственности и отваги, да ещё выучки и уменья особого, которым река и жизнь речная ставят задачи одну другой мудренее. Когда-то, проплывши по широкой полусонной Оби, я сделал заключение, что с Енисея штурман может здесь вполне ходить капитаном, а вот обского капитана на Енисее не везде и в штурманы возьмут. Енисейские речники не оспаривали меня, но и не поддакивали - из-за особого речного этикету».

Сибирский писатель А. И. Чмыхало в предисловии к книге Ивана Булавы «Второе дыхание» о капитанах Енисея написал: «Енисейские капитаны. Их много: сколько кораблей на Енисее, столько и капитанов. Конечно, внешне они отличаются друг от друга. Одни - рослые и статные, настоящие богатыри, другие, наоборот, поджарые, вёрткие, среднего, а то и маленького роста. А объединяют их независимость и твёрдость в принятии важных решений. На то они и капитаны. И то сказать, без капитанов не было бы не только туристических маршрутов по Енисею, но и Лесосибирска, Игарки и Норильска. И даже сам Красноярск не стал бы таким, какой он сегодня».

На Енисее капитанов - было и есть - более трёх тысяч. Сведения о них бережно хранятся в архивах. В книге «Капитаны Великой реки» названо более пятисот - тех, кто оставил наиболее заметный след в истории Енисея. Имена многих вписаны не только в летопись, но и живут в названиях судов, на лоцманских и меркаторских картах, в учебниках по морскому делу.

- По их жизни, подвигам, делам мы судим об обществе, в котором они жили и творили, - сказал Иван Булава.

История в лицах - жанр публицистический. Используя его, автор рассказывает читателю, не искажая подлинности и достоверности, о героях, происходивших событиях прошлого времени. Герои книги не выдуманы и являются живым примером для нынешнего поколения красноярцев. Для них особенно важна память о предках. Книги пополнят библиотечные, научные и исторические фонды. Также они будут востребованы теми, кто мечтает стать капитаном.

В заключение автор рассказал, что к книгам «Летопись судоходства на Енисее» и «Капитаны Великой реки» проявили интерес городские управления по образованию и культуре. Понимая важность воспитания патриотизма и любви к своему краю, их специалисты рекомендовали общеобразовательным школам и библиотекам города иметь эти книги в своих фондах. А КРОО «Клуб капитанов» окажет в этом свою помощь.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА