Новости
Когда в России исчезнет мобильное рабство
В тестовом режиме
Закон, позволяющий гражданам сохранять телефонный номер при переходе от одного оператора мобильной связи к другому, вступит в силу уже 1 декабря. Согласно документу, стоимость этой услуги не превысит ста рублей. Механизм перехода от одной компании к другой прост: абоненту достаточно будет написать заявление. При этом у него не должно быть задолженностей по счету перед предыдущим оператором.
Об актуальности данного законопроекта говорить не приходится. Многие россияне не меняют оператора сотовой связи только по одной причине - не хотят терять номер. По оценкам аналитического агентства J'Son & Partners Consulting, в течение двух лет услугой по переносу номера воспользуются 5-10 процентов россиян. Для справки: в стране на сегодняшний день насчитывается около 200 миллионов действующих мобильных номеров.
Год назад, принимая закон об отмене мобильного рабства, депутаты Государственной думы заметили: дата вступления документа в силу - 1 декабря 2013 года - является абсолютно обоснованной. «За оставшееся время можно реализовать все технологические решения как на уровне федеральной власти, где будет вестись реестр переносимости номеров, так и на уровне операторов», - заявил тогда вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. Однако на деле оказалось всё не так просто.
На данный момент, согласно отчётам Минкомсвязи, подготовлены (но не приняты) проекты всех нормативных документов, необходимых для внедрения услуги переноса мобильного номера. Также в сентябре в рамках технических испытаний в тестовом режиме успешно перенесён первый мобильный номер. Более того, все опрошенные операторы сотовой связи, работающие на территории Красноярского края (кроме «Билайна», который отказался давать комментарий «Городским новостям»), заявили, что с 1 декабря они приступят к исполнению нормы закона. «На текущий период проведён детальный анализ бизнес-процессов и выработаны процедуры, необходимые для реализации проекта MNP (портирования номеров мобильных абонентов), - комментируют ситуацию в ЗАО «ЕТК». - Значительная часть работ уже завершена, в настоящее время проводится тестирование IT-базы».
Пока услуга переноса номера будет работать в усечённом варианте, когда отпускать абонента из сети с сохранением номера будут обязаны все операторы, а принимать в сеть этих абонентов будут те, кто подготовил сеть.
Но готовность ведущих операторов выполнить закон - ещё не гарантия успеха. Не случайно опрошенные «Городскими новостями» эксперты в один голос заявляют, что ввод новой услуги сопряжён со многими рисками. По мнению генерального директора ОАО «МегаФон» Ивана Таврина, проект MNP важен и нужен, но его поспешное внедрение без надлежащего тестирования и в условиях отсутствия необходимой нормативной базы может дискредитировать услугу в глазах абонентов.
- Нормативно-правовая база, регламентирующая переносимость номера, всё ещё находится в стадии проектов, - констатирует эксперт. - Из-за её отсутствия, а также из-за отсутствия технических регламентов операторы не могут перейти к реализации этой услуги, как на своей сети, так и в области операторского взаимодействия. Кроме того, даже если крупные операторы в той или иной мере начали такую работу, то небольшие сотовые компании, а также операторы фиксированной связи к процессу внедрения MNP ещё не приступали. Поэтому у абонентов, которые захотят сменить оператора сразу после 1 декабря, могут возникнуть проблемы с работой базовых услуг (голосовые звонки, СМС, мобильный Интернет) и дополнительных сервисов. По этой причине мы не рекомендуем менять оператора в декабре.
Спешка, с которой запускается сервис сохранения номера при смене мобильного оператора, считают многие игроки рынка, может привести к некорректной работе услуги.
- Если мы запустим услугу в таком сыром виде, то проблемы могут возникнуть не только у тех абонентов, которые хотят переключиться, - считает Иван Таврин. - Традиционно во избежание перегрузок и проблем с роумингом, все операторы объявляют мораторий на любые работы на сети и в сфере тарификации перед новогодними праздниками.
Эксперты убеждены: стопроцентная работоспособность механизма переноса номера зависит от готовности всех без исключения российских операторов. «До сих пор нет основного документа, который определяет организационно-техническое взаимодействие всех участников процесса перенесения номера абонента, хотя до его запуска осталось менее двух недель, - заявили «Городским новостям» в компании МТС. - Операторы мобильной и фиксированной связи, платёжные системы, а также база данных перенесённых номеров лишены возможности провести полноценные тестирования перед запуском, на что в других странах уходило от года до двух».
Собственно говоря, уже сейчас очевидно, что в первоначальном варианте закон об отмене мобильного рабства действовать с 1 декабря не будет. Минкомсвязи планирует разрешить сотовым операторам растянуть процедуру приёма абонентов, переходящих к ним от конкурентов, на 135 дней. Таким образом, если заявление о смене оператора будет подано 1 декабря, ожидать перехода, скорее всего, придётся до середины апреля. Соответствующий проект изменений в правила оказания услуг подвижной связи подготовлен ещё в октябре, и нет оснований полагать, что он не будет утверждён. Причём дело не только в том, что время старта проекта выбрано неудачно: развернуть услугу в полноценном объёме к этому сроку затруднительно. Как подчёркивают участники рынка, оператор базы данных перенесённых номеров (им стал Центральный научно-исследовательский институт связи) был выбран лишь в начале октября. А положение о функционировании базы данных перенесённых номеров утверждено правительством только 11 октября.
По мнению президента Ассоциации региональных операторов связи Юрия Домбровского, при незавершённости нормативной базы MNP и технической неготовности операторов проект Минкомсвязи - разумное решение, дающее участникам рынка и разработчику базы данных переносимых номеров дополнительное время.
Как перенести сменить мобильного оператора, сохранив номер телефона:
1. Обращение абонента с заявлением о переносе номера к оператору-реципиенту (к которому планирует перейти абонент).
2. Подписание договора на оказание услуг связи.
3. Проверка допустимости процедуры переноса номера оператором-донором (от которого абонент планирует перейти), и в случае положительного ответа от оператора-донора осуществление процедуры переноса номера.