Новости
Давайте обсуждать, что покупаем
Общественный контроль в интересах города
Ещё недавно мы думали: демократия - это президент, парламент, выборы и разделение властей. Но оказалось, что этого недостаточно, чтобы управление было эффективным. Ибо не хватало самого главного элемента - контроля общества за деятельностью власти. Постепенно, с большим скрипом, механизмы общественного контроля стали частью нашей жизни, однако до сих пор новые инициативы в этой области вызывают оживлённые дискуссии.
К числу таких инициатив, несомненно, относится внесённый на рассмотрение в городской Совет проект решения «Об утверждении Положения о порядке проведения общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд муниципальных заказчиков города Красноярска». Проект предложен депутатской фракцией «Гражданская платформа» и описывает механизм проведения обсуждений на сайте администрации города для лотов стоимостью от одного миллиона рублей. Для лотов стоимостью более пяти миллионов предлагается двухэтапный механизм: после обсуждения на сайте, проводятся очные общественные слушания.
Поясним, что это означает. Если городу требуется подрядчик для выполнения работ (например, строительство дороги) или муниципалитет собирается приобрести дорогое оборудование (например, автомобили для подстанций скорой помощи), администрации будет недостаточно разместить объявление на специальном сайте и дождаться результатов торгов, на которых победит тот, кто предложит самую выгодную цену. До этого нужно будет сами контракты обсудить с общественностью.
От ошибок не застрахован никто. Привлечение к обсуждению крупных закупок муниципалитета населения, в том числе и людей, которые являются экспертами в той или иной области, позволит уменьшить вероятность ошибочных решений.
Идея в принципе вполне демократичная. Но стоит отметить ещё несколько интересных положений законопроекта. Первое - сроки. Обсуждение начинается в день размещения извещения о закупке в единой информационной системе (где и происходят торги за муниципальный контракт) и заканчивается за один - семь дней до окончания срока приёма заявок в зависимости от типа конкурса. Второе - заказчик обязан публиковать результаты слушаний в течение двух дней по их завершении, а также имеет право на основании этих результатов изменять документацию о закупках и даже отменять их. И, самое главное, в случае принятия этого решения городским Советом механизм общественных слушаний начнёт работать уже в 2014 году.
Оценивая предложение депутатов, руководитель департамента муниципального заказа Владимир Щербенин отметил, что идеология этой инициативы соответствует принципам Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В статье 20-й этого документа говорится о том, что устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок.
- Однако эта статья вступает в действие с 1 января 2016 года, - подчеркнул Владимир Щербенин. - На сегодня же никаких нормативных документов, позволяющих органам местного самоуправления регламентировать порядок общественных слушаний, не существует. Есть лишь концепция Минэкономразвития, где муниципалитетам рекомендуется проводить общественные слушания при стоимости лота свыше одного миллиарда рублей.
Может ли Красноярск перепрыгнуть через установленные сроки? Этот вопрос, наверное, следует адресовать квалифицированным юристам. Обращает на себя внимание другое обстоятельство - в федеральном законе сроки обсуждения связаны не с началом торгов, а с публикацией плана-графика. И это выглядит логично.
Впрочем и инициаторы красноярского законопроекта не отвергают такой подход.
- Мы предложили этот проект на обсуждение нашим коллегам и готовы приветствовать любое здравое дополнение, которое, несомненно, возникнет в процессе обсуждения, - отметил заместитель председателя городского Совета Александр Глисков. - В этом смысле идея начинать общественные слушания ещё на этапе опубликования планов-графиков закупок представляется вполне разумной. У заказчиков будет больше времени, чтобы скорректировать лоты с учётом выводов общественных слушаний. Надо чётко понимать, что этот механизм создаётся не для конфронтации с представителями исполнительной власти, а для помощи им. Ведь от ошибок не застрахован никто. Привлечение к обсуждению населения, в том числе и людей, которые являются экспертами в той или иной области, позволит уменьшить вероятность ошибочных решений.
Думается, что все спорные вопросы будут урегулированы в процессе обсуждения. Важно, что необходимость механизма общественного контроля никто сомнению не подвергает.
- Расширение общественных механизмов участия населения в управлении городом дело благое, - считает политолог Александр Чернявский. - Я думаю, что это прекрасно понимает и глава исполнительной власти города Эдхам Акбулатов. Если ставится задача повысить качество управления в Красноярске, то общественный контроль - серьёзная поддержка мэру и повод ещё более строго спрашивать с подчинённых за порученную им работу. Ведь в данном случае оценку этой работе ставит не только глава, но и население города. Что же касается механизма общественных слушаний по муниципальным контрактам, то, насколько я помню, эта тема обсуждалась ещё предыдущим составом городского Совета, что свидетельствует о её актуальности. Поэтому само предложение сомнений не вызывает. Смущают лишь некоторые моменты. Во-первых, бессмысленно обсуждать торги стоимостью в миллион рублей - таких торгов город проводит огромное количество по совершенно стандартным процедурам. На мой взгляд, ценовой порог должен быть увеличен, тогда в поле обсуждения попадут действительно значимые для города контракты. Второй момент: как сделать общественные обсуждения результативными и не парализовать при этом весь процесс торгов. Вот это действительно сложная задача.
Кстати:
Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 20
«Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком. Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством Российской Федерации, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок... По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию… или закупки могут быть отменены».