Новости
Думай сердцем
Когда наукой становится жизнь
Казалось бы, зачем нужны наука и диплом о высшем образовании для того, чтобы человек понял другого человека, сильный пожалел слабого, здоровый помог больному… Вроде бы, главное здесь - сердце, горячее и отзывчивое. Возможно, что так… Но это применимо только к тем случаям, когда человек не сталкивается с чужой бедой и проблемами ежедневно, ежечасно. Тому, чья помощь ближнему стала работой, знания и профессиональные навыки крайне необходимы. Недаром, что с тех пор, как чуть более 20 лет назад в нашей стране официально появилась профессия социального работника, в учебных заведениях стали открываться факультеты и даже целые институты, готовящие специалистов для данной сферы.
В Красноярске несколько вузов занимаются обучением специалистов по социальной работе. Это Сибирский федеральный университет, Сибирский технологический университет, филиал Российского государственного социального университета… Одним из пионеров социального образования также является Красноярский педагогический университет имени Астафьева, где в 2006 году была создана кафедра социальной педагогики и социальной работы, которая входит в Институт социально-гуманитарных технологий университета.
Сегодня выпускники кафедры работают во многих социальных учреждениях города и края. Так, например, в комплексном центре социального обслуживания населения Свердловского района работают несколько специалистов, закончивших КГПУ. Александра Габдулхакова получила диплом специалиста только в этом году. Хотя официально она сотрудник центра всего три месяца, на самом деле трудится она здесь дольше. Здесь Александра проходила практику, вместе с сокурсниками они выступали волонтёрами в разных проектах центра. Александра занималась театральной студией, которую организовала в центре социальный педагог Светлана Букреева. В театре играют как здоровые дети, так и ребятишки с ограниченными возможностями. Несмотря на то, что круг обязанностей Александры сейчас расширился, самодеятельный коллектив она не бросила, помогает его руководителю до сих пор. Последнюю постановку «Волк и семеро козлят» юные артисты представили на День матери в краевой библиотеке для слепых. В восторге были и дети, изображавшие козлят, и растроганные актёрскими талантами своих чад мамы.
- Сейчас в мои обязанности входит работа с клиентами, организация досуга, заполнение социальных карт, выявление семей, которые нуждаются в помощи, организация межведомственных рейдов и выездных консультаций, - рассказывает Александра. - То, чему нас учили в вузе, очень пригождается, но что-то приходится осваивать и на практике.
Практическое обучение, работа с людьми, нуждающимися в сопровождении, - важнейшая часть образовательного процесса, убеждена доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и социальной работы КГПУ Татьяна Фуряева.
- Поступают к нам, как правило, после школы, - говорит Татьяна Васильевна. - Наши студенты, по сути, ещё дети и не представляют, что такое реальная жизнь, а тем более жизнь человека с ограниченными возможностями или пожилых людей. Они не всегда сами понимают, чего хотят, в том числе в профессиональном плане. И наша задача - не просто дать теоретические знания в той или иной сфере, но и как можно быстрее включить в социальную реальность. Поэтому практика в различных социальных учреждениях у нас начинается с первого курса. Так, например, раз в неделю они бывают в Берёзовском детском доме-интернате для детей с отклонениями в умственном развитии. Даже если молодой человек, столкнувшись с иным миром, поймёт, что работа в социальной сфере - это не его, и уйдёт, это тоже результат. Потому что профессия специалиста социальной сферы - особая, в неё должны идти не просто люди, обладающие определёнными знаниями и навыками, а люди с открытым сердцем, готовые помогать другим, решать чужие проблемы ежедневно. Причём опыт общения идёт на пользу не только тем, кто учится, но и людям, с которыми они общаются. Одна из моих студенток работала с семнадцатилетней девушкой-инвалидом. Так как мама подростка много работала, девочка почти всё время сидела дома. Студентка не делала ничего особенного: она просто брала её с собой на рынок, в магазин, в парикмахерскую… Казалось бы, какая малость для здорового человека, а перед девушкой-инвалидом, запертой в четырёх стенах, открылась совершенно другая жизнь, насыщенная и интересная. Если бы вы видели, как она расцвела, оказавшись в кресле парикмахерского салона! Она впервые себя почувствовала женщиной, а не ребёнком.
Сегодня в стандартах высшего образования есть часы практического обучения, но, как показывает жизнь, их недостаточно. Изменить стандарты невозможно, поэтому в КГПУ пытаются решить проблему другим способом. Так, например, дисциплина «Социальная технология» преподаётся вне стен института - занятия проходят в социальных учреждениях. Сегодня кафедра и её студенты тесно работают с девятью социальными учреждениями города и края. Среди них и городские социальные центры - «Радуга», «Первомайский», комплексный центр обслуживания Свердловского района. Уже со второго курса, когда студенты начинают писать самостоятельные работы, они выбирают базу, где будут отрабатывать теоретические знания на практике. Учащиеся включаются в конкретные проекты учреждений, проводят диагностику, работают с клиентами и так далее. Это помогает формировать активную профессиональную позицию будущего специалиста.
Пускай сегодня в учреждениях социальной защиты населения невысокие зарплаты, но если там интересно, там есть движение, жизнь, студент там останется, окончив вуз, - рассуждает Татьяна Фуряева. - Ведь капиталом для молодого специалиста могут служить не только материальные блага, но и профессиональные компетенции, которые он получает на практике.
Мы работаем с тремя высшими учебными заведениями города, - рассказывает руководитель комплексного центра соцобслуживания населения Свердловского района Ольга Кочева. - Сотрудничество с вузами, в первую очередь, нам необходимо для повышения качества обслуживания, что невозможно без повышения профессионального уровня наших сотрудников. Лекции, курсы повышения квалификации, консультации по тем или иным вопросам - всё это организуется при активном участии научного сообщества, преподавателей высшей школы. Участвуя в программах центра, будущие специалисты получают необходимые профессиональные навыки, поэтому к нам уже приходят выпускники, которые сильны не только в теории, но и имеют опыт практической работы. Для нас такие сотрудники очень ценны.
Кафедра социальной педагогики и социальной работы КГПУ, занимаясь подготовкой студентов, проводит и научные исследования. Они во многом соотносятся с мировым опытом, опираются на известные, хорошо зарекомендовавшие себя технологии и методики, которые наши учёные успешно адаптируют к российским реалиями. Так, например, у специалистов кафедры имеется сертификат по методу Монтессори и Мюнхенской функциональной диагностике. Метод Монтессори учитывает индивидуальные особенности ребёнка и очень хорошо развивает психику и моторику. Он активно применяется в работе с детьми-инвалидами. Мюнхенская диагностика, признанная в мире, используется для оценки общего развития ребёнка раннего возраста.
Собственные исследования ведутся по двум направлениям. Первое поднимает вопрос качества жизни пожилых людей. Маргинализация людей старшего поколения - проблема не только российская, но и мировая. Она актуальна и для Европы. Сейчас красноярские и польские учёные сравнивают результаты своих исследований. Поняв ситуацию, разобравшись, почему человек в старости уходит в себя, замыкаясь в четырёх стенах, учёные примутся за поиск путей решения проблемы.
По-прежнему один из важных вопросов сегодняшнего дня, по мнению Татьяны Васильевны, - это отношение общества к инвалидам. Да, многое поменялось - люди уже не шарахаются от инвалида-колясочника или от ребёнка с ДЦП, как раньше. Но сказать, что здоровые люди стали относиться к инвалидам, как к равным, было бы преувеличением. Чтобы изменить ситуацию, придётся поработать всем вместе: государственным структурам, социальным учреждениям, средствам массовой информации, общественным организациям и, конечно, науке и образованию.