Новости

Зачем Коле дружить с Толей?

Зачем Коле дружить с Толей?

Обычный вместе с особенным

«У меня двое сыновей, старший учится в четвёртом классе, младшему три года. Старший ребёнок недавно рассказал, что случайно в социальной сети познакомился со сверстником, который даже в школу не ходит, он на домашнем обучении, так как инвалид с ДЦП. Сын теперь собирается к этому мальчику Толе в гости - выяснилось, что они оба увлекаются шахматами. А я вот думаю, стоит ли поощрять эту дружбу? Ведь у сына мало времени, задают много, ещё он ходит на лыжную секцию. С другой стороны, я думаю, а может быть, эта дружба поможет Коле не вырасти эгоистом… Младший сын, когда мы ходили в супермаркет, также увидел ребёнка-инвалида в коляске и стал задавать вопросы, что с этим мальчиком произошло. Я не знала, как ответить, поэтому просто отвлекала внимание сына. Расскажите, как правильно поступить. Алина, домохозяйка».

  • В моей психологической практике значительное место занимает тема отношения детей к тем, кто в их представлении отличается от них, - говорит Иван Зыков, педагог-психолог центра социальной помощи семье и детям «Первомайский». - «Не такими», «иными» школьники считают сегодня многих: учеников-мигрантов, с трудом говорящих на русском языке, каких-то необычных ребят, живущих в мире своих фантазий, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, в детском коллективе таким ребятишкам довольно тяжело. С ними выстраиваются сложные взаимоотношения. И эти отношения несут боль, обиды и переживания детям и волнения их родителям. Поэтому особенно отраден тот факт, что появляются взрослые, которые задумываются о том, как научить своих здоровых детей правильно реагировать на ребёнка-инвалида, как строить общение с ним, как и когда начинать рассказывать про особенных детей.

Психолог уверен, что желание старшего сына дружить с мальчиком-шахматистом с ограниченными возможностями здоровья маме стоит поощрять. Эти отношения могут стать обогащающими для обоих детей. Здоровый мальчик может стать добрее, особенный ребёнок - счастливее.

Перед тем как начать встречи, специалист советует маме в деталях обсудить с сыном, что стоит делать при личной встрече, а что не нужно.

  • Можно здороваться за руку с особенным мальчиком, даже если у него это с трудом получается, - говорит Иван Зыков. - Можно помогать, если видишь, что нужна поддержка. Но только не нужно слишком навязывать помощь, стоит подождать, когда человек согласится её принять.

Нужно внимательно слушать, если собеседник испытывает трудности с речью. Не притворяться, что понял. Не стоит жалеть, опекать, грубо шутить, употреблять обидные слова. Не нужно опираться на инвалидную коляску, катать её без согласия хозяина. Не стоит стесняться употреблять слова «пойдём» или «посмотри» с теми, кто не может ходить или плохо видит.

Эксперт говорит, что первые вопросы о людях с ограниченными возможностями здоровья обычный любознательный ребёнок задаёт примерно в три - пять лет, как это сделал сын читательницы.

  • Сегодня существует много различных интернет-форумов, где черпают информацию родители, - замечает Иван Зыков. - К сожалению, далеко не всегда советы, которые там содержатся, грамотны. Например, на одном из ресурсов я нашёл совет родителям, как рассказать о детях-инвалидах, а заодно приучить дитя к гигиене. Предлагается придумать якобы поучительную сказку в таком духе: «Мальчик ноги не мыл, микробы развелись. И вот доктору пришлось мальчику ножки отрезать. И он стал инвалидом. А ты теперь мыться будешь?»

Психолог считает, что такая сказка-манипуляция, скорее всего, побудит ребёнка мыть ноги, но разовьёт фобию, а главное - даст мальчику искажённое представление о картине мира.

  • Самое лучшее - рассказать маленькому ребёнку о сверстниках-инвалидах всё как есть, - уверен эксперт. - Родители часто недооценивают способность детей понимать простые объяснения. Стараются вообще ничего не говорить, думая, ребёнок мал ещё, подрастёт - поймёт всё сам. На самом деле стоит пояснить, что есть дети, которые родились с определённой болезнью, и им не всегда легко самостоятельно что-то делать. Обязательно нужно сказать, что такие дети, как и обычные, также радуются и печалятся, также шалят и плачут.

Специалист говорит, что нужно в спокойной и искренней манере отвечать на вопросы юного собеседника, необходимо адаптировать свою речь под конкретный возраст, но не замалчивать тему. Игнорируя интерес ребёнка к подобным ситуациям, мы рискуем оставить его без необходимых знаний как раз в тот момент, когда они ему будут наиболее необходимы.

Эксперт подчёркивает, что зачастую проблемы в отношениях здоровых и особенных ребят возникают из-за того, что сами родители неправильно относятся к людям, чьи возможности ограничены.

  • Чужая инвалидность вызывает в людях обычно две реакции: страх и неловкость, - говорит Иван Зыков. - Непринятие беспомощности и бессознательное опасение заразиться недугом вызывают страх, представление о том, что инвалиды - люди хрупкие и легкоранимые - чувство неловкости.

Желание быстрее отделаться от этих неприятных переживаний зачастую приводит к неосознанной агрессии - взрослые могут называть инвалидов «дураками», «даунами», «калеками», говоря эти страшные слова при детях. Не удивительно, что дети потом начинают повторять оскорбительные эпитеты.

Избавиться от таких дремучих представлений о людях с ограниченными возможностями здоровья, можно, поняв иррациональность этих переживаний и представлений об инвалидах и увидев простую истину: физические и интеллектуальные отличия между людьми - не самые важные, а ограничения не мешают личности быть яркой и притягательной.

  • Особенные и обычные дети, которые играют вместе, гораздо естественнее приходят к этой мысли, - заключает психолог. - Ирина Ясина, экономист и борец за права инвалидов, в одном из интервью привела в пример дружбу её знакомого мальчика-инвалида со сверстниками. Здоровые товарищи настолько легко воспринимают того парня как равного, что постоянно зовут его играть в футбол. Каждый раз забывая, что тот в инвалидной коляске.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА