Новости
Нищие, но не гордые
Только от жизни собачей?
Ежедневно, без обеда и выходных, строго по часам, словно на службу, к одному из красноярских магазинов в микрорайоне Зелёная Роща выходит сухенькая старушка. Бабушка садится чуть поодаль от входа. Выставляет у ног пластиковую баночку. И громко на распев повторяет несколько фраз: «Ехала к сыну в Енисейск. На вокзале украли деньги и билет. Помогите Христа ради».
Кто-то останавливается и кидает монетки. Кто-то шутит и пресекает заунывную речь старушки, мол, у тебя каждый день новый пункт назначения. Позавчера Иркутск. Вчера Новосибирск. Внимания на ехидные замечания бабушка не обращает. Спокойно сидит на своём месте и просит о помощи. Уже шесть лет…
Недавно социологи фонда «Общественное мнение» провели опрос и выяснили, как россияне относятся к уличным нищим. Оказывается, 37 процентов наших соотечественников считают это занятие недопустимым. Но 51 процент респондентов не осуждают тех, кто просит подаяние. Хотя регулярно подают людям с протянутой рукой всего 24 процента опрошенных, 43 процента делают это редко, а 14 процентов граждан никогда не кидают монетку, поскольку, по их словам, «сами бедно живут». К тому же люди убеждены, что «милостыню просят аферисты и профессионалы», и доверия к ним нет.
- Данное явление есть и было во всем странах мира и практически во все времена, - говорит Владимир Владимиров, депутат Красноярского городского Совета. - И бороться с ним, наверное, не получится. Поскольку для некоторых людей это единственный и привычный источник дохода.
Мы решили поговорить с уличными нищими, чтобы выяснить, что подталкивает людей пойти на паперть: нужда или уверенность в стабильном заработке? Выбрали самое знаменитое место - площадь около Покровского кафедрального собора. Около самой церкви никого не было.
Либо уличные труженики пораньше разбрелись по домам, либо они вообще не выходили, поскольку в тот день на улицах было много полицейских. Поэтому в поисках респондента пришлось немного прогуляться. Наконец на лавочке около памятника Сурикову на проспекте Мира нашёлся нужный «клиент». Мужчина подрёмывал, сидя на скамейке. Около его ног стояла картонная коробка с тремя монетами. Я подошла, кинула деньги. Мужчина открыл глаза и что-то невнятно пробурчал, дополняя свою реплику сильным запахом перегара. Я поздоровалась и осторожно поинтересовалась, почему он просит милостыню. Ведь не старый ещё. Без физических увечий. Мужчина подозрительно на меня посмотрел.
Из полиции что ли? - поинтересовался он. Услышав, что из газеты, церемониться не стал...
Не приставай к людям, - дополнил свою нецензурную речь человек, который ежедневно просит милостыню. - Напиши лучше, что жизнь собачья. Денег не хватает. Вот и сижу здесь.
Судя по настрою респондента, дальнейший диалог был невозможен.
- Аналогично оправдывают себя практически все люди, просящие на улицах подаяние, когда их доставляют в отдел полиции, - рассказывает Сергей Антипин, подполковник полиции, начальник отдела по исполнению административного законодательства МУ МВД России «Красноярское». - Подобная деятельность считается правонарушением, попадает под статью 1.2 «Приставание к гражданам» закона Красноярского края «Об административных правонарушениях» и карается штрафом от 100 до 1000 рублей. За 11 месяцев текущего года по данной статье было составлено 653 протокола. Но нельзя рассматривать всех просящих одинаково. Одно дело, когда к прохожим на улице подходят здоровые, вполне работоспособные мужчины или женщины и начинают просить на хлеб или на проезд. Другое дело, когда на углу церкви тихо сидит бабушка, которая вышла туда только потому, что ей действительно не хватает денег на еду. Конечно, и то и другое - правонарушение, но есть же ещё и моральная сторона данного вопроса.
Как отметил Сергей Владимирович, за последние годы количество людей, просящих подаяние в общественных местах, существенно сократилось. Экипажи ППС регулярно проверяют места массового скопления людей и в случае выявления подобного нарушения «клиентов» сразу доставляют в отдел.
Как установили в ходе опроса социологи фонда «Общественное мнение», большинство россиян охотнее всего подают милостыню бабушкам и дедушкам, просящим на хлеб. Второе место занимает очень туманная категория «явно нуждающиеся, бедные люди». На третьей позиции женщины с детьми и ребятишки. На четвёртой ступени расположились сразу и уличные музыканты, и погорельцы, и беженцы, и бездомные, и одетые в камуфляж «солдаты» и колясочники.
- Нигде в мире не видел, чтобы просящие бросались под колёса машин и так навязчиво выпрашивали деньги, как делают у нас так называемые колясочники, - говорит Владимир Владимиров. - При обсуждении в социальных сетях этого вопроса многие пользователи высказывали мнение, что это не нужда, а бизнес организованных групп. Если так, значит, этим должны заниматься правоохранительные органы.
Как отметил Сергей Антипин, подполковник полиции, начальник отдела по исполнению административного законодательства МУ МВД России «Красноярское», в его практике такие случаи не встречались, хотя не исключает, что в некоторых городах такое возможно.
Кроме того, по словам сотрудников ДПС, до недавнего времени проблема с колясочниками на дороге действительно была в нашем городе, но сейчас она практически исчезла.
- Ещё недавно инвалидов-колясочников, просящих милостыню на дорогах города, было достаточно много, - отмечает Ксения Смоловус, сотрудник пресс-службы полка ДПС Красноярска. - От автомобилистов, особенно начинающих, регулярно поступали жалобы, что на том или ином участке между машинами маневрирует колясочник. К счастью, сейчас таких жалоб практически не поступает. С этой проблемой справились. Насколько мне известно, на сегодняшний день около одного из торговых центров на Взлётке есть инвалид-колясочник, просящий милостыню, но на проезжую часть он не выезжает, двигается только по обочине. Соотвественно правила дорожного движения не нарушает.
В тему
Попрошайничество может быть творческим процессом. И живые скульптуры, которые встречаются сегодня во многих странах мира, можно назвать попрошайничеством, а можно - игрой одного актёра. Принцип работы живой скульптуры прост. Статуя не шевелится до тех пор, пока не бросили деньги в горшок. В зависимости от того, сколько бросили, она либо просто сменит позу, жестом поблагодарит человека или создаст красивую композицию для памятного снимка с прохожим.
Например, в Севастополе летом ждут от прохожих монеток самые разные статуи. Деньги нужно бросать в горшок, и тогда статуя оживает на время. Статуя «Девушка с кувшином» и поклонится щедрым туристам, и попозирует для них, чтобы на память у прохожих осталась прекрасная фотография.
Металлический ковбой обитает в Риме. Его костюм хорошо продуман. Вся одежда выкрашена в один цвет, чтобы живой человек походил на статую. Механический ковбой сидит абсолютно неподвижно, но стоит только бросить звонкую монету в его монетоприёмник, бездушная железяка вдруг оживает и коряво кивает в знак благодарности головой.