Новости
В Красноярске прошли слушания по проекту бюджета города
Честный или излишне честный?
Ситуация в экономике оптимизмом не блещет. Индекс промышленного производства за девять месяцев нынешнего года вырос по городу всего на 3,9 процента. Несмотря на повышение зарплаты бюджетникам, в среднем рост оплаты труда за то же время составил 4,7 процента. Получается, у кого-то она в течение года не поднималась совсем. Розничный товарооборот (читай - покупки в магазинах) снизился. Точно так же, как уменьшились и инвестиции в основной капитал, то есть в обновление и расширение производств.
Такие данные на слушаниях по проекту бюджета города на следующий год озвучила заместитель главы Красноярска - руководитель департамента экономики Татьяна Зеленская. И это не уникальная ситуация. Похожие тенденции во всей стране. Да и мировая экономика, не оправившись полностью от кризиса прошлого, замерла в ожидании нового. Администрации города в этих условиях надо было выбирать: жить по средствам или максимально залезать в долги, чтобы реализовать больше проектов. Красноярск, судя по цифрам, выбрал безрисковый вариант. Дефицит бюджета в представленном проекте - минимальный. Депутат городского Совета, председатель комиссии по экономической политике, собственности и содействию развитию предпринимательства Евгения Бухарова считает такую позицию правильной.
- Экономическая ситуация сейчас очень неустойчивая. И если произойдут какие-то серьёзные экономические провалы, в процессе реализации бюджета останется люфт для увеличения заимствований и дефицита, - поясняет Евгения Борисовна.
Хотя, на взгляд депутата, такая осторожность является вынужденной и по другой причине: «Очень тревожно, что идёт тенденция изъятия доходов территорий в вышестоящие уровни, в том числе в федерацию. Причём по Красноярскому краю процент изъятия даже больше, чем по городу, так как в Красноярске экономика более диверсифицирована. Надежду даёт то, что в 2015 году предполагают пересмотреть положения Налогового кодекса и межбюджетные отношения в пользу территорий. Это, с нашей точки зрения, правильно».
Генеральный директор компании «КЛМ-Ко» Андрей Карпов видит пути пополнения бюджета в привлечении в регион производственных объектов крупных корпораций. Тогда бюджет сможет рассчитывать на увеличение доходов не за счёт роста нагрузки по платежам на существующий бизнес или домохозяйства, а за счёт новых производств.
А заместитель начальника Красноярской железной дороги Лев Ткачёв даже предложил один из таких проектов: пока не определён город, где разместится дирекция проекта обновления Транссиба и БАМа. Красноярск вполне может претендовать на размещение здесь такого центра. Это значит, что инвестиции на 10,5 триллиона рублей могут пойти через наш город.
Кстати, именно Андрею Карпову принадлежит, наверное, самая крылатая фраза этих публичных слушаний о том, что бюджет получился «честный, может быть, даже избыточно честный». На взгляд предпринимателя, в такой ситуации сложнее рассчитывать на трансферты из вышестоящих бюджетов.
Хотя в администрации города намерены активно участвовать в краевых и федеральных программах, в том числе по решению таких сложных для города проблем, как переселение из ветхого и аварийного жилья, строительство и реконструкция дорог, увеличение мест в детских садах. И, как подчеркнула заместитель главы города - начальник департамента финансов Ирина Хаснутдинова, уже готовятся к этому.
С городскими чиновниками предлагают заключать контракты, обязательным условием которых станет чёткое выполнение муниципальных программ.
Такую возможность пополнения муниципального бюджета подтвердил и первый заместитель председателя Законодательного собрания края Валерий Семёнов. По его словам, краевые власти также будут участвовать в федеральных программах и надеются получить дополнительное финансирование из аккумулированных пока в центре средств.
- Бюджет края и города будет меняться и в рамках подготовки к Универсиаде, - напомнил Валерий Владимирович.
И эти изменения также будут связаны с дополнительными поступлениями с федерального уровня.
Впрочем, и сегодняшний вариант бюджета предусматривает развитие города. Уже сейчас в программах - а в следующем году бюджет Красноярска впервые будет программным - заложены существенные средства на ключевые для города темы. В ближайшее время планируется построить 22 детских сада, три школы, 11 «социальных» домов, куда переселятся в том числе очередники и бюджетники.
Чтобы эти планы максимально реализовались, надо ввести персональную ответственность чиновников за выполнение программ. С таким предложением на слушаниях выступила депутат городского Совета, председатель комиссии по бюджету и налоговой политике Наталия Фирюлина.
Заместитель председателя Законодательного собрания Алексей Клешко уверен, что властям надо развивать открытость бюджета. Причём информация должна быть доступной не только по факту размещения, но и по форме.
Подводя итоги публичных слушаний, глава Красноярска Эдхам Акбулатов предложил добавить все прозвучавшие предложения в резолюцию для дальнейшей работы над ними. Тем более что при обсуждении возникали вопросы, касающиеся смежных проблем, - социально-экономического, производственного развития города. Всё это требует отдельного и предметного разговора.
Не закончилось и обсуждение бюджета. Оно продлится до 16 декабря. А поэтому председатель городского Совета Валерий Ревкуц, комментируя итоги слушаний, призвал всех жителей вносить предложения о том, как улучшить параметры бюджета. Особенно в части увеличения доходов, что позволит реализовать дополнительные социальные проекты.
Структура бюджета Красноярска на 2014 год
Доходы
57% Налоговые, неналоговые доходы
38% Средства вышестоящих бюджетов на реализацию государственных полномочий
5% Средства вышестоящих бюджетов на реализацию полномочий города
Расходы
64% Социальная сфера
17% ЖКХ, транспорт
12% Остальные (поддержка малого и среднего бизнеса, управление муниципальным имуществом, резервный фонд и др.)
7% Дорожная деятельность