Новости
Слёзы и надежды
Нужны хорошие книги для обычных людей
У мусорных баков в грязи брошен потёртый томик Гоголя. На интернет-форуме висит объявление: «Продам книги Астрида Лингреда дёшего». В ленте социальной сети красуется новость о том, что владелица торговой точки наконец-то издала свой роман «Слёзы и надежды». Под фото восьми книг в ярко-алых переплётах радостное сообщение о том, что тираж обошёлся всего в десять тысяч рублей.
Кажется, все эти мелкие штрихи обычного дня хорошо иллюстрируют состояние современной российской литературы. Стенания о том, как самая читающая нация скатывается в пропасть безграмотности и ограниченности, слышны в последние годы часто. Проблемные статьи, критические репортажи и точечные проекты типа книжного шкафа в центре города и социальной рекламы, где медиазвёзды хвалятся, что спят с «Тремя сёстрами», ситуацию особо не меняют. Несмотря на то, что появляются данные, согласно которым чтение опять становится модным, цифры говорят о том, что мы всё равно читаем мало, даже в сравнении с 1990-ми. При этом поклонники книг в основном представители старшего поколения, наименее читающая группа - люди в возрасте от 25 до 32 лет. Также респонденты жаловались, что на прилавках магазинов сегодня однообразная литература, далеко не каждый читатель может найти себе современную книгу по душе.
О том, как вывести отечественную словесность из кризиса, решали недавно представители Российского литературного собрания на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным. Писатели и поэты, публицисты и книгоиздатели, литературоведы и переводчики, педагоги, театральные деятели, библиотекари и работники музеев говорили о серьёзных проблемах отечественной литературы. Глава государства обещал создать национальную программу поддержки чтения, рассказал о премии авторам книг для детей и юношества, которую начнут присуждать со следующего года.
На встрече делились примерами о том, как привить любовь к книге школьникам, рассуждали, насколько сложно сегодня стать писателем, говорили и о том, что государство должно поддерживать талантливых авторов-дебютантов.
Легко ли сегодня реализовать талант начинающему писателю, мы спросили у экспертов.
- Говорить сегодня, что писатель - это профессия, очень трудно, - считает Марина Саввиных, директор литературного лицея. - Такой профессии нет в реестре, где перечислены различные специальности, для этого вида деятельности сегодня не существует никаких социальных гарантий. Ещё Пушкин в 1814 году в своём первом опубликованном стихотворении предупреждает начинающего автора, что ждёт того на тернистом пути сочинительства. Сейчас всё стало гораздо сложнее, чем во времена Александра Сергеевича. Сегодня пишут все. Не прилагая никаких творческих усилий, люди заполняют пустой и поверхностной информацией интернет-ресурсы. Это отнюдь не значит, что у нас нет молодёжи яркой, талантливой, способной сказать новое слово в литературе, создать что-то серьёзное в нравственном или познавательном плане. Такие люди есть. Просто часто их не видно из-за большого количества графоманов.
Марина Олеговна считает, что в полной мере огранить и развить дарование можно только при помощи государства.
- Чтобы ситуация улучшилась, нам нужны серьёзные законы в области поддержки литературного творчества, - считает она. - На собрании литераторов звучали слова о том, что нам необходим спектр мер, которые помогут выдвинуть ярких, талантливых авторов, позволят им найти своего читателя, а читателю, в свою очередь, встретиться с его книгой. Нам обязательно стоит возрождать творческие союзы, нужно оказывать помощь издательствам, продвигающим некоммерческую литературу, поддержать литературное образование в целом. И особенно такой уникальный вуз, как литературный институт.
Немного в другом ракурсе видит проблему журналист Елена Зелинская, вице-президент компании «МедиаСоюз».
- Я считаю, что истинный литературный талант у нас вполне возможно реализовать, - полагает публицист. - Система литературной критики у нас достаточно гибкая, настоящий автор-самородок будет замечен, ему помогут раскрыться. Поддержка, на мой взгляд, больше нужна так называемому второму литературному пласту, тем, кто занимается переводами, литературными исследованиями, работой с мемуарами. Этот труд не менее важен, чем писательский. Государственная помощь нужна литературным журналам, в том числе и потому, что такие издания остаются последними держателями выверенных критериев оценки качества литературного продукта.
Поэтесса Татьяна Долгополова высказывается об отношениях и автора, и власти осторожно.
- В идеале государство, конечно, должно поддерживать писателя, - рассуждает она. - Различные творческие командировки, премии, программы, безусловно, нужны и полезны для творчества. Но мне кажется, что сегодня государственных мужей беспокоят более важные проблемы, чем литература, до которой просто руки не доходят.
По мнению Татьяны, подобного рода помощь часто сопряжена с политическими играми, и не всегда поддерживают тех, кого нужно, по-настоящему одарённых авторов.
Журналист и писатель Александр Григоренко высказывается на тему с долей фатализма.
- Была замечательная практика в советские времена, когда начинающим авторам помогали публиковаться, - говорит эксперт. - По сути, это правильно. Поддерживать молодёжь нужно, причём не только творческую.
Александр убеждён: если произведению суждено увидеть свет, оно его увидит: появятся люди, которые заметят, они помогут, и судьба творения устроится.
В унисон с мнением коллеги размышляет Олег Пащенко, считающий, что сегодняшняя сложность бытия как раз способствует становлению гениев пера.
- В нынешнее непростое время, когда нас захлёстывает мощный информационный поток, когда везде царит нестабильность, нравственный разлом, в стране должны появиться молодые гиганты литературы, - полагает журналист и писатель. - Ведь всегда в России в непростые времена появлялись одарённые личности, глубоко мыслящие, способные оставить яркий след в творчестве. Они у нас обязательно появятся и пробьются через тернии к звёздам.
И пишущие, и читающие эксперты говорили о том, что современная литература должна быть разнообразной, заставлять думать и вести к свету.
- Нам не хватает книг бытийного плана, размышляющих об основах человеческого существования, - считает Александр Григоренко. - На мой взгляд, на все актуальные темы сегодня замечательно высказывается пресса, она и должна рассуждать о текущем моменте. А дело литературы - рассуждать о глобальном и фундаментальном.
Любитель чтения Арина Богатова говорит, что отслеживает все новинки, но многие книги вызывают тоску.
- Честно сказать, от потока тёмной информации в книгах устаю, - делится читательница. - Хотелось бы видеть реалистичные книги о добрых отношениях, о победах и преодолениях, благородстве и милосердии, читать истории с хорошим финалом. Сегодня много примитивных, агрессивных, пошлых и политических изданий. А нужны просто хорошие книги для обычных людей.
- В мире, который погружается в хаос, хочется видеть героев, характеры, которые дают нам надежду, - говорит Марина Саввиных. - Нам нужны книги, которые ведут к чему-то доброму, возвышают чувства в людях. Мы устали жить в обществе без идеалов, которое погрязло во зле, и это зло без конца перемалывается в поэзии, в прозе и в публицистике. Хочется света, хочется, чтобы литература возвышала, а не унижала.