Новости
Павел Коган: «Гении не рождаются каждые пять лет»
Знаменитый музыкант, выдающийся дирижёр нашего времени Павел Коган выступил в Красноярске в необычном для себя амплуа. Меломаны наверняка ждали концерта его легендарного коллектива - Московского государственного академического симфонического оркестра. Он же в нашем городе стал послом Олимпиады-2014, пробежав с факелом олимпийского огня от команды Volkswagen, который является одним из главных партёров и спонсоров самых значимых спортивных состязаний планеты.
Мы воспользовались случаем и сделали с музыкантом интервью. С маэстро, имя которого, согласно рейтингу авторитетного британского телеканала Classical TV, в 2011 году вошло в список 10 величайших дирижёров XX века, мы беседовали не только о спорте, но и, естественно, о музыке.
- Павел Леонидович, почему Вы решили поучаствовать в эстафете олимпийского огня?
- Я очень уважаю олимпийское движение. Факт того, что зимняя Олимпиада пройдёт в Сочи, считаю большим благом и прорывом для нашей страны. Это честь нести олимпийский огонь, ведь он символизирует непрерывность и масштабность спортивного движения по всему миру, объединяет миллиарды людей во всех уголках планеты.
- А сами Вы к спорту какое-то отношение имеете?
- Дирижёр хотя и косвенно, но должен быть спортивным человеком, потому что сама по себе профессия требует большой выносливости, нужно выдерживать ежедневные многочасовые физические нагрузки во время репетиции. Сказать, что являюсь спортсменом, не могу, но считаю, что спорт должен быть неотъемлемой частью общества.
- Всё-таки хотелось бы поговорить об искусстве, а не только о спорте. Вы начали учиться музыке, наверное, ещё до рождения, так как родились в исключительной - музыкальной семье. Когда Вы осознали себя скрипачом, поняли, что у Вас в руках инструмент, а не игрушка?
- Я не помню точно, когда это случилось. Ведь начал учиться играть на скрипке очень рано, примерно в пятилетнем возрасте. В этом возрасте ещё не совсем отдаёшь себе отчёт, что происходит с тобой. Со временем скрипка, музыка становится данностью, которую даже не пытаешься анализировать.
- Ваши родители, мама Елизавета Гилельс и папа Леонид Коган, были выдающимися не только скрипачами, но и педагогами. Почему никто из них не взял Вас к себе в класс?
- Это нормальная практика, близкая к медицинской. Хирург, например, никогда не делает операции своим близким, а музыкант не учит своих детей. Ищут, как правило, стороннего педагога. Я занимался у замечательных музыкантов, больших профессионалов - скрипке у Юрия Янкелевича и симфоническому дирижированию у Лео Гинзбурга. И, слава Богу, получил лучшую школу.
- Каково быть сыном знаменитых родителей? Легко или, наоборот, трудно выступать с родными людьми?
- По-разному. Когда ты стоишь на сцене, то родственные чувства уходят на второй план, верх берёт профессия. Если рядом с тобой музыкант высокого класса, то вопросов к нему не возникает. А если гладишь по голове человека незаслуженно, проталкиваешь его только из-за того, что вас с ним связывают кровные узы, это неправильно, я этого не приемлю.
- Когда стояли на сцене со своим отцом, великим скрипачом Леонидом Коганом, что Вы чувствовали?
- Большую ответственность.
- Вас сравнивают до сих пор?
- Понимаете, так получилось, что мы с ним на сцене выступаем в разных жанрах. Он гениальный скрипач, я же пошёл по другому пути - с молодых лет занимался дирижированием. А сравнивать дирижёра и скрипача бессмысленное занятие.
- Почему Вы решили поменять скрипку на дирижёрскую палочку? Вам хотелось стать властителем чувств и дум музыкантов и зрителей, самому трактовать произведения великих композиторов?
- Нет. Это скорее зов природы. Очень рад, что стал заниматься дирижированием очень рано - в 16-17 лет. Не потерял время. Хотя уже тогда добился серьёзных успехов как скрипач, меня это не остановило, я выбрал дирижёрский пульт. (В 1970 году, когда Павлу Когану было 18 лет, его талант скрипача получил высшую оценку на престижнейшем соревновании - Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки. За этой победой последовали многочисленные концерты с крупнейшими оркестрами страны, Европы, Японии, США. - Прим. автора.) На мой взгляд, дирижёрская профессия - это синтез, квинтэссенция всего музыкального творчества.
- Вступают ли с Вами в полемику музыканты оркестра? Или это абсолютно невозможно, так как только Вы решаете, что и как должно звучать.
- Репетиция оркестра не поле для дискуссий. Другое дело, что надо всегда помнить, что быть дирижёром - это не кнопки какого-то прибора нажимать, необходимо уметь идти на контакт и компромисс. В оркестре может и должна быть одна диктатура - диктатура музыки и партитуры произведения того или иного композитора.
- Вы разобрались с историей, когда в этом году под брендом вашего коллектива в Южной Корее выступали какие-то самозванцы?
- Мы нашли, кто занимается фальсификацией. Это один весьма посредственный московский коллектив. Со мной подобное, когда под моим именем выступает неизвестно кто, случается не первый раз. Мы боремся с этим как можем, но законодательно не всегда удаётся доводить дело до конца - привлекать мошенников к ответственности. Мне часто говорят: нужно гордиться, что Московский симфонический оркестр является востребованным брендом, который копируют. В этом, мол, и заключается популярность. Но для меня это чудовищное явление, я не представляю, что мог бы выступать под чужим именем и получать незаслуженные дивиденды. Люди должны быть внимательны и понимать, что обмануть могут не только на базаре…
- Как Вы относитесь, что глянец и коммерция сегодня активно проникают в мир академической музыки?
- Всё зависит от случая. Хорошо, когда известные и успешные коммерческие бренды поддерживает высокую культуру, музыку. Недавно я был на концерте Венского филармонического оркестра в Москве. Этот изумительный, один из старейших и лучших оркестров мира поддерживает «Ролекс». Такой союз искусства и коммерческой структуры можно только приветствовать.
- Вы идёте на поводу директоров концертных программ, составляющих афиши из вещей, которые желает слышать публика? Или всё-таки пытаетесь отстоять свою позицию, свою программу, свой взгляд на то, что и как нужно играть?
- Главное в профессии музыканта - быть честным с самим собой. Если ты посвящён своему делу, профессии, то на сделку с собственной совестью ни за какие деньги не пойдёшь. Но мир многообразен, и среди нашего брата бывают люди разные. Есть очень талантливые и способные музыканты, которые могут пойти по карьерным или финансовым соображениям на всякого рода сделки. Иногда люди искусства, чтобы сделать карьеру, идут в политику,я этого не понимаю. Художник должен заниматься своим делом - просвещением.
- А то, что Вы являетесь доверенным лицом президента, разве не политика?
- Я бы не отнёс это к политике. Потому что доверенными лицами президента являются люди разные слоёв и профессий. Во время встреч с главой государства каждый из доверенных лиц может донести определённого рода позицию, озвучит проблемы той или иной сферы. Во многих случаях вопрос начинает решаться. Когда мне сделали предложение стать доверенным лицом, я подумал, что смогу быть полезным нашему музыкантскому цеху, поэтому согласился. В ближайшее время хочу поднять проблему специального профессионального музыкального образования. Это необходимо сделать, так как музыкальные коллективы стали испытывать острый голод в профессиональных кадрах. Раньше в области искусства мы были впереди планеты всей, сейчас это утверждение не является аксиомой. Но так сложилась история. Кто мог себе представить в начале семидесятых годов, что рухнет коммунистическая система, что развалится Советский Союз?.. Политические и экономические катаклизмы не могли не повилять на культуру, искусство, образование.
Я не представляю, что мог бы выступать под чужим именем и получать незаслуженные дивиденды. Люди должны быть внимательны и понимать, что обмануть могут не только на базаре.
Талантов у нас много и сейчас, но без великой школы это всего лишь необработанные алмазы-самородки. А ценятся бриллианты. Увы, но комбинация «талант - школы» в последние десятилетия утеряна. Надо что-то делать, менять. Но я понимаю, что результат появится не сегодня и не завтра, его надо будет ждать годы и десятилетия.
- Вы входите в десятку лучших дирижёров XX века. Что означают для музыканта различные рейтинги?
- Ничего. Просто мы сейчас живём в медиавремя. Очень многие, не только музыканты, но и публичные люди, благодаря пиару становятся ещё более публичными и известными. Сегодня пиар для некоторых - основное занятие. Это не для меня. Я сторонник теории «делал, что должен, и будь, что будет».
- Действительно ли сегодня дирижёр стал главным человеком в музыкальном мире, а не директор, агент?
- Да, мир изменился. Ранее, ещё до агентов и директоров, правили солисты. Сегодня же многое в мире классической музыки решают дирижёры. На мой взгляд, это логично: для этого у дирижёров есть веские основания. Во-первых, дирижёр - профессия, которая всё обобщает. Во-вторых, он - руководитель коллектива, который обладает самым большим и ценным репертуаром мировой музыки.
- Сейчас в музыкальном мире есть артисты номер один, как когда-то Рихтер, Ойстрах?
- Не думаю. Да, каждое время рождает своих кумиров, но сравнение явно не в нашу пользу: артистов такого калибра, как Рихтер, Ойстрах, на данном этапе не существует.
- Почему сегодня не рождаются гении, нет второго Прокофьева, Шостаковича?
- Шостакович ушёл из жизни лет сорок назад. А что такое для истории сорок лет? Ничего, зажжённая спичка. Мы рассматриваем очень короткий исторический период - было бы странно, если бы гении рождались каждые пять лет.