Новости
Когда в России начнут готовить на управдома
Профессиональный друг человека
Фраза Варвары Сергеевны Плющ из фильма «Бриллиантовая рука»: «Управдом - друг человека» давно уже стала крылатой. Во многом благодаря Нонне Мордюковой, исполнившей эту роль, и Юрию Яковлеву, воплотившего в жизнь образ Ивана Васильевича Бунши в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», фигура управдома в советские годы была культовой.
С распадом Советского Союза канул в лету и институт домоуправов. Но люди, которые ратуют за порядок в доме, никуда не делись. Между тем, если верить букве закона, в России нет такой профессии, как управдом. Следовательно, у активных и неравнодушных собственников по сути нет ни прав, ни каких-либо обязанностей. И обязать их что-либо делать нельзя, и спросить с них за невыполнение взятых на себя обязательств также невозможно.
Впрочем, новая статья, введённая в Жилищный кодекс в 2011 году, провозгласила, что посредником между жителями и управляющими организациями должен стать совет многоквартирного дома во главе с председателем. Но, сетует начальник отдела по расчётам и работе с населением городской управляющей компании Наталья Балабина, в этом документе прописаны лишь права актива дома, об обязанностях в законе не сказано ни слова. Совет дома не является юридическим лицом и, следовательно, не обязан иметь печать, открывать расчётный счет, а также освобождён от уплаты налогов и подачи соответствующей отчетности. «Да и Жилищный кодекс не предъявляет к людям, изъявившим желание стать председателем совета дома, каких-либо требований к профессиональной подготовке», - продолжает эксперт.
Министерство труда страны, видимо, поняв, что так дело не пойдёт, подготовило специальный приказ, в котором будет прописано, что управдом обязан делать и за что с него могут спрашивать жильцы. Профессиональные стандарты в работе управдомов разработали специалисты Российской академии народного хозяйства. И появление этого документа означает, что официальный реестр профессий скоро пополнится новым пунктом.
Нововведение, говорят чиновники, продиктовано временем. Количество обращений и жалоб россиян, недовольных работой предприятий жилищно-коммунального хозяйства, бьют все рекорды. «Очевидно, что ЖКХ стало большой головной болью для граждан, - констатируют разработчики профессиональных стандартов для управдомов. - Потому так важно установить чёткие правила игры в отношениях управдом - жилец».
В первую очередь долгом главного по дому станет забота о жильцах, это будет вменено ему в обязанность в приказном порядке. Так что в скором будущем управдому придётся постоянно мониторить общественное мнение и узнавать, довольны ли собственники качеством управления общедомовым имуществом. Кроме того, если верить проекту приказа Минтруда, начальникам домов будет предписано внедрять новые технологии, экономно тратить деньги, отстаивать права жильцов во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями.
Профессиональные стандарты позволят разработать учебные программы на специальных кафедрах для управдомов. «Одной из обязанностей управдома будет осуществление постоянного контакта с собственниками квартир, руководством местных структур власти, муниципальными органами подрядных и ресурсоснабжающих организаций по вопросам, связанным с решением общих вопросов жилищной организации и управления жилищным фондом, - гласят разработанные, но пока не утверждённые профстандарты. - Поэтому он должен владеть современными формами и методами делового общения с заинтересованными юридическими и физическими лицами».
- Предлагаемые профессиональные стандарты в работе управдома провоцируют множество вопросов, - говорит Валентина Шевелёва, депутат Красноярского городского Совета депутатов, председатель правления ТСЖ «Енисейский Меридиан». - Пока не понятно, кого именно считать управдомом: руководителя управляющей компании? Главного инженера? Председателя ТСЖ? Или активных жителей? Если речь идёт об управленцах, то каждый работник, будь то председатель ТСЖ, главный инженер и так далее, имеет должностную инструкцию. Стоит ли прописывать дополнительные должностные обязанности - вопрос. Если речь идёт об активных жителях, то не вижу смысла наделять их какими-то дополнительными правами и обязанностями по управлению домом. Ведь реальную ответственность за некачественное обслуживание дома несут не жители, а обслуживающая организация, не важно, УК это или ТСЖ.
Эксперты сходятся во мнении, что управлением домов должны заниматься специалисты. «Большинство жителей не знают законов, по которым сегодня работает отрасль ЖКХ, - констатирует Валентина Венедиктовна. - А без этих знаний невозможно качественно выполнять обязательства по управлению домом».
- Жители одного из домов требуют, чтобы мы сделали косметический ремонт подъездов, - рассказывает Екатерина, сотрудник отдела технического надзора одной из управляющих компаний краевого центра. - Мы им в ответ говорим, что красить стены пока не стоит. Сначала необходимо отремонтировать протекающую крышу и заменить старую электропроводку. А потом уже наводить порядок в подъездах. Но люди не хотят нас слышать. Ну, уступим мы в этой ситуации, покрасим стены в подъездах. При первом же большом дожде все усилия будут сведены на нет. И ремонт в подъезде потребуется снова.
Конечно, продолжает специалист, некомпетентность жителей - проблема решаемая. Образовательные курсы и семинары для председателей советов домов сегодня в Красноярске проводят и органы власти, и общественные, и управляющие организации. «Нашему дому полвека, - говорит Анна Николаева, председатель совета одного из домов по улице Семафорной. - И если с головой уходить в решение накопившихся проблем, то на это потребуется много времени. А у меня есть работа. Конечно, профессионально можно заняться управдомовскими делами, но тогда встаёт вопрос оплаты труда. У жилищной организации штат укомплектован, жители же против появления новых строчек в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг».
- Мой знакомый - председатель совета дома, и я вижу, что это непростая должность, - рассказывает Константин Степанов, пенсионер. - В нашей девятиэтажке управдом так и не появился, никто не хочет брать на себя эту общественную нагрузку. Лично я не против платить человеку, смотрящему за домом. Вот только большинство моих соседей не хотят платить за услуги профессионального управдома.
Интересно
Из профессиональных стандартов в работе управдома:
Согласно проекту, в обязанности главного управдома войдут «выявление и консультирование наиболее влиятельных собственников/представителей интересов собственников организации. Минимизация негативных воздействий со стороны собственников/представителей интересов собственников организации. Обсуждение с заинтересованными группами планов развития организации и их влияние на внешнее окружение».
Глава управляющей компании должен уметь «предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. Проводить презентации. Проводить переговоры, консультации. Анализировать деятельность. Отстаивать собственную позицию, учитывая мнение оппонентов. Убеждать собеседников. Находить компромисс. Принимать решения в нестандартных ситуациях. Прогнозировать развитие событий. Разрешать проблемные ситуации». Для этого он должен знать в том числе «принципы, закономерности, особенности ведения переговоров с влиятельными собственниками» и «способы определения степени заинтересованности и влиятельности собственников».
Портрет идеального управдома
Идеальный управдом должен освоить сразу несколько профессий:
- иметь инженерно-строительное образование для техобслуживания МКД
- быть экономистом
- быть юристом (управление многоквартирным домом изначально является конфликтной сферой деятельности с другими хозяйствующими субъектами)
- быть социологом
- быть психологом (работа с жильцами, злостными задолжниками за жилищно-коммунальные услуги)
Статистика
Среднестатистический российский управдом - человек (в 90 процентов представитель женского пола) в возрасте от 40 до 50 лет, ответственный, болеющий за дом, готовый работать с большим количеством людей и ежедневно решать множество сложных вопросов. Речь идёт о ситуации, когда сама работа выбирает людей.