Новости
Анна Лисовская: «Будем приглашать на выборы индивидуально»
Во время подготовки и проведения выборов депутатов Красноярского городского Совета депутатов на каждого жителя краевого центра, имеющего право принимать участие в голосовании, было потрачено около 90 рублей. Правда, далеко не все горожане оценили эти усилия муниципальной власти, 8 сентября на участки пришло менее 19 процентов избирателей. О том, сколько было потрачено на проведение голосования, можно ли было сэкономить на низкой явке, а также о других финансовых особенностях прошедших выборов мы говорим с председателем городской избирательной комиссии Красноярска Анной Лисовской.
— Траты на организацию и проведение выборов 8 сентября 2013 года составили 65 миллионов 470 тысяч рублей. Это больше, чем на прошедших в 2012 году досрочных выборах главы города. Но такой результат вполне объясним. Во-первых, было увеличено количество комиссий. А основной статьёй расходов является как раз оплата труда членам избиркомов (это 4092 человека) и других граждан, работающих по гражданско-правовым договорам, по организации и проведении выборов (418 человек). Всего на зарплату было направлено около 80 процентов выделенных средств. И всё же, благодаря оптимизации труда, нам удалось сэкономить на этой статье более четырёх миллионов рублей.
Вторая большая часть расходов — траты на информирование населения и изготовление полиграфической продукции. Эти средства были использованы через проведение открытых аукционов. На этих торгах нам также удалось сэкономить три с лишним миллиона рублей. Но всё равно траты были достаточно внушительные. По сравнению с выборами 2012 года увеличилось количество информационных материалов, а следовательно, и их стоимость. Выросла и цена одного бюллетеня. К слову, их было изготовлено 36 видов. Кроме того, сами бюллетени были достаточно большими.
— Но есть ли смысл тратить так много средств на изготовление бюллетеней, если явка у нас небольшая? Ведь даже в 2008 году, когда одновременно проходили выборы депутатов горсовета, главы города и президента России, на участки пришло только 53 процента избирателей.
— Красноярск, увы, не входит в число городов, в которых население активно участвует в голосовании. Хотя в этом году со стороны избирательных комиссий было сделано всё, чтобы повысить доверие к выборам, к результатам голосования. Мы обеспечили и видеонаблюдение, и использование автоматических комплексов подсчёта голосов (КОИБов), чтобы исключить так называемый человеческий фактор. Тем не менее явка была крайне низкой...
Но мы всё равно не имеем права напечатать меньше бюллетеней, чем определено законом, поэтому изготавливаем сто плюс 0,5 процента бюллетеней от числа избирателей. Зачем? Расскажу вам про случай, который произошёл в Минусинске. Во время одной из кампаний избирательная комиссия решила сэкономить на изготовлении бюллетеней и напечатала их меньше, чем положено. А явка оказалась очень высокой. Бюллетеней не хватило, и ничего другого не придумали, как на ксероксе намножить недостающие листы для голосования. Но это уже недопустимое нарушение закона, а закон избирательная комиссия обязана выполнять на сто процентов.
— И какова судьба незаполненных бюллетеней?
— Их погашают в день голосования, обрезая нижний левый угол, упаковывают и хранят вместе с теми бюллетенями, которыми голосовали. Стоит сказать, что закон содержит чёткие требования по поводу подготовки, хранения и уничтожения всей выборной документации. Избирательные бюллетени и подписные листы уничтожаются через год после выборов и лишь через год после окончания срока полномочия выборного органа, часть избирательных документов сдаются в архив, а остальные уничтожаются.
— Обидно, что столько трат оказывается впустую — люди не приходят на участки и не голосуют. К слову, сегодня, подводя итоги выборов, некоторые их участники говорят о том, что это происходит из-за недостаточной информированности горожан.
— Я с этим не согласна. О выборах мы информировали горожан постоянно. Были изготовлены видео- и аудиоролики: их размещали на шести телеканалах, пяти светодиодных экранах и семи радиостанциях. Работала “горячая линия” избирательной комиссии города Красноярска. Кроме того, по городу были установлены баннеры: в среднем изготовление каждого обошлось в 2380 рублей. А средняя цена на размещение одного баннера составила 21038 рублей. При этом мы заняли наиболее проходимые участки, в том числе центр города, где стоимость размещения гораздо выше, нежели на окраинах города.
Красноярск не входит в число городов, в которых население активно участвует в голосовании. Хотя в этом году со стороны избирательных комиссий было сделано всё, чтобы повысить доверие к выборам.
Повторюсь, вся информация об изготовлении полиграфической продукции, размещении агитационной продукции была на сайте госзакупок, поскольку всё это изготавливалось и размещалось в соответствии с муниципальными контрактами. Заинтересованные лица могли это увидеть и принять участие в торгах. К сожалению, у нас не состоялся один конкурс, как раз по размещению баннеров в соответствии с нашей адресной программой, не было желающих. Пришлось искать другие законные способы решения данной задачи.
— Но есть мнение о том, что дело не в нехватке баннеров или же рекламы по телевидению. В этот раз больше всего претензий предъявлялось к извещениям от горизбиркома, которые, как утверждают, пришли далеко не всем красноярцам.
—В каждой избирательной кампании возникают такие вопросы, для этого есть как субъективные, так и объективные причины. По поводу кампании 8 сентября я могу сказать следующее: мы сделали извещения очень информационными и красочными. И, к сожалению, избиратели восприняли их как чей-то очередной агитационный материал. А к тому же ещё некоторые кандидаты изготовили по подобию наших информационных извещений свои агитационные материалы. При нынешних технологиях такое делается очень просто: отсканировали изображение, вместо нашего логотипа поместили свою фотографию, фамилию, а внутри, где мы расписывали про КОИБы и видеокамеры, информацию о себе. С этим мы сталкиваемся второй раз, когда используется логотип избирательной комиссии, в первый раз такое произошлона выборах главы города. Естественно, человек, получивший кипу агитационной продукции, мог просто не отделить наше извещение от других листовок. Эту догадку подтверждает такой случай: накануне дня голосования мне с возмущением позвонила социальный работник. Она сказала, что у бабушки, о которой она заботиться, нет извещения. Стали разбираться, и выяснилось, что извещение на самом деле пришло, просто, видимо, потому, что долгое время мы отсылали извещения персональные, индивидуально подписанные, пожилая женщина не поняла, что это извещение о выборах, хотя и видела, что там указан номер телефона избирательного участка.
— А насколько это дорого?
— Изготовление всей информационной полиграфической продукции стоит 950 тысяч. А что касается извещений, то с учётом опыта прошедшей избирательной кампании, вероятно, избирательная комиссия вернётся к изготовлению самых простых извещений, в которых будет только информация о времени и месте голосования и телефон для справок. Видимо, именно такая форма с личным обращением наиболее близка красноярцам. А значит, будем использовать её.