Новости

Почему суррогатное материнство приравняли к ядерному оружию

Почему суррогатное материнство приравняли к ядерному оружию

“Родите нашего ребёнка”

“Угрозой вымирания не только России, но и человечеству в целом” считает суррогатное материнство депутат Госдумы Елена Мизулина. По её мнению, технологии, которые “уничтожают естественные способы рождения детей”, необходимо запретить так же, как “запрещается ядерное оружие”.

Депутат считает, что последствия этого нового явления ещё можно остановить: суррогатное материнство должно применяться только в исключительных случаях. Мизулина уверена, что жители нашей страны такой запрет поддержат, поскольку признают “православные ценности”.

Но исследование общественного мнения, результаты которого на днях опубликовали специалисты Левада-центра, показало обратное. Жители России, в том числе и православные, довольно терпимо относятся к суррогатному материнству. Половина респондентов считают это явление приемлемым, 34 процента относятся к нему негативно. Исследователи также привели отдельную выборку по результатам опроса православных граждан. Оказалось, что 53 процента верующих не против сурматеринства.

Вообще, православная церковь ЭКО и суррогатное материнство не одобряет. Так, комментируя крещение дочери Филиппа Киркорова (дети артиста родились от «искусственных» мам), профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев заявлял, что исполнителя следует отлучить от церкви. Обсуждая тему суррогатного материнства, Кураев ссылался на “Основы социальной концепции Русской православной церкви”. В “Основах” говорится, что “эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания”.

— Неверно категорически говорить “запретить” — и всё, — считает отец Пётр Боев. — Тема суррогатного материнства непроста, она требует изучения, рассуждения и индивидуального подхода. Не зря в “Основах социальной концепции Русской православной церкви” говорится, что каждый случай особенный. Мне встречались родители, которые в спешке подходили к решению проблемы своей бездетности. Но подход не должен быть техническим: захотел — получил ребёнка, не захотел — сдал его в детский дом. В целом на проблему бездетности нужно смотреть комплексно. Ко мне обращались пары, которые не могли зачать ребёнка. Мы обсуждали их жизнь, получалось, что в данный момент что-то идёт не так. Они исправляли ситуацию, молились, и у них всё получалось — долгожданные дети появлялись на свет. Просто Бог не давал им ребёнка до тех пор, пока не приходило нужное время…

Стоит отметить, что мировые религии к суррогатному материнству относятся по-разному. Во многих странах Европы, где до сих пор сильно влияние католической церкви, эта методика запрещена законом. Иудаизм суррогатное материнство разрешает.

По официальной статистике каждый год в России около трёхсот малышей рождаются от суррогатных матерей. Эксперты поясняют: услугами сурмам в нашей стране стали пользоваться, как только стала доступной технология ЭКО. Но впервые норма, юридически закрепившая понятие “суррогатное материнство”, появилась в законодательстве только в прошлом году, когда в силу вступил Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в РФ. Представители медицины посчитали такое решение значимым, поскольку бесплодные пары и раньше прибегали к услугам сурмам, только законом эти отношения никак не регулировались.

Вступивший в силу закон закрепил правила оказания этой услуги. Эмбрион разрешается переносить третьему лицу — суррогатной матери — только при наличии медицинских показаний: если мужчина или женщина не могут сами иметь детей. Важный нюанс: сурмама не может воспользоваться своей донорской яйцеклеткой. Генетически это не её ребёнок. Но при этом по действующему законодательству женщина, выносившая малыша с чужим генетическим материалом и родившая его, становится матерью этого ребёнка. Изменений в записи актов гражданского состояния, в Семейный кодекс не внесено.

Пока у нас работает следующий механизм: суррогатная мать, родившая ребёнка, пишет отказ от него. Генетические родители сначала оформляют над малышом опекунство, затем усыновляют его. При этом, естественно, они выполняют все требования, предусмотренные законом для того, чтобы взять чужого ребёнка в семью. Собирают необходимые документы, представляют их в органы местного самоуправления, чтобы сначала получить статус кандидатов в опекуны. В общем, этот процесс — дело хлопотное. И рискованное. Ведь кто-то из сторон может передумать.

Тем не менее многие эксперты считают, что нужно дополнять законодательство, а не загонять процедуру в тень, как это фактически было раньше.

— Считаю, что запрещать суррогатное материнство в нашей стране нельзя, — говорит Елена Курамшина, депутат Красноярского городского Совета. — Я знаю женщину, которая после аварии не может иметь детей. И она пользовалась услугами суррогатных матерей. Теперь у неё два замечательных ребёнка. Да, некоторые считают, что в подобных ситуациях лучше брать в семью воспитанников детских домов. Но суррогатное материнство существует, отрицать это явление невозможно. И запрещать его нельзя, может быть, стоит сделать подход более индивидуальным.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА